24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
Уже достаточно давно, ислам в мировой политике, в международно-политическом дискурсе рассматривается вне привязки к государственным и негосударственным акторам. В таком ракурсе ислам выступает именно как, «религия-цивилизация» объединяющая многие народы, культуры и государства как Востока и даже России и Запада. Все проекты, связанные с рассмотрением ислама в качестве коллективного транснационального политического игрока, опираются на концепцию уммы- сообщества мусульман, в которой стерты все межэтнические и межгосударственные границы. Однако эта концепция не предусматривает еще полного объединения всех мусульман в единое супергосударство. Обычно такие радикальные проекты объединения всех мусульман в единое мировое государство- халифат, выдвигаются нелегальными радикальными исламскими движениями (например, такие идеи содержаться частности в программе нелегальной партии Хизб- ут- Тахрир или Партия исламского освобождения.)
Ислам как коллективный игрок крайне разнороден и состоит из множества сегментов и дискурсов. Не берясь концептуально рассматривать эту широчайшую проблему, остановимся вот на чем. Следует, различать ислам как свод религиозных правил, норм, далее, политическую идеологию панисламизма, исламский религиозный фундаментализм, и геополитику исламских стран относящихся к одной цивилизации (но даже это поверхностное разделение далеко не объясняет всю палитру красок исламского мира). Чаще всего их, многие журналисты, публицисты не разделяя, собирают в один «мешок» и в связи с этим возникает прямо скажем, полная абберация сознания.
Исламскую «религию-цивилизацию» принято рассматривать в качестве экспансивной и традиционалистской силы современному модернизированному Западу, как наследнику ранее противостоявшей исламскому миру иудео-христианской цивилизации. Однако это, оправдано лишь отчасти, поскольку и в исламском мире, сегодня существует большое число мусульманских стран, со светской государственностью (Турция, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Малайзия и т.д.), которых трудно заподозрить в конфронтации с Западом и в отсутствии к модернизации своих политических и экономических систем. Другое дело, арабский мир, который имеет множество социально-экономических и политических проблем и диспропорций, которые в свою очередь, являются питательной средой для все расширяющегося исламского экстремизма и терроризма. Именно этот регион, Бжезинский называет «Мировые Балканы», что вполне имеет под собой веское основание.
Арабский Восток, в отличие от других Востоков, явно «подзадержался» в своем развитии, а именно, в отсутствии полноценной политической и экономической модернизации. Большинство арабских ближневосточных стран обладая огромными природными ресурсами, имеют при этом архаичную политическую вотчинно-государственную систему, неразвитую промыщленность (за исключением нефте-газодобывающих отраслей) и научно-образовательную инфраструктуру. Арабские власти и элиты в большинстве своем, сидят на «нефтяной игле» и не желают модернизировать свои государства в отличие от стран Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. Положение усугубляется еще и тем, что в большинстве арабских стран происходит демографический бум и наблюдается большое количество безработной молодежи, причем образованной (неслучайно, такая молодежь составила главную ударную силу революционных событий на Ближнем Востоке в начале 2011 г.). Не находя достойного применения своих способностей и полученных знаний на родине, многие молодые специалисты из арабских стран отправлялись на Запад в поисках лучшей доли и условий жизни. Положение усугубляется еще и тем, что приток «нефтедолларов», только усиливает социальное расслоение в арабском обществе, что в корне противоречит базовым мусульманским ценностям, а именно, принципу социальной справедливости. В результате, кричащая роскошь арабских шейхов резко контрастирует на фоне социальной безысходности и социального отчаяния массы людей лишенных работы и благополучной жизни.
В то же время, в арабских странах растет число людей получивших на Западе образование, проработавших там, и имеющих доступ к интернету. Можно только догадываться, какие сравнения делают они для себя, сравнивая свои недемократичные кланово-коррумпированные режимы, основанные на непотизме и личной преданности, с демократическими режимами западных стран? Разумеется эти сравнения, будут весьма неблагоприятны по отношению к своим «мусульманским властям». Но за сравнениями обычно следуют выводы, а затем уже и сами действия (эти действия мир и увидел в зимой-весной 2011 г.). И эти действия в условиях отсутствия свободы слова и самовыражения, будут неизбежно носить нелегальный и радикальный характер. Вот где кроятся главные причины формирования всех радикальных, экстремистских организаций и движений.
Исламские радикалы, такие как Усама Бен Ладен и многие калибром поменьше, прямо обвиняют арабские власти многих стран в отходе от постулатов Корана и шариата, в коррупции и личном обогащении, неспособности решить насущные проблемы нации, избавить от нужды и социальной несправедливости. Этим объясняется сила и привлекательность исламских радикалов, поскольку они на фоне социальной безысходности предлагают простые, но действенные способы избавления людей от всех страданий, в случае возврата их к фундаментальным истокам исламской веры.
Отсюда, можно заключить следующее, исламский фундаментализм и радикализм, есть ответ не только на вызов чужого Модерна, но и отсутствие в арабском мире полноценного национального Модерна, а вместо него есть лишь его ущербная версия, так называемый «квазимодерн», к тому же лишенный социальной притягательности. Именно арабский «квазимодерн» виновен с одной стороны, в том что он разрушил Традицию, но не смог создать модернизированной традиции (как например это произошло в Японии, Сингапуре, Южной Корее), в которой были бы решены насущные социально-экономические проблемы арабского общества. Именно немодернизированность большинства стран арабо-исламского мира, радикализирует ислам и приводит исламский мир в состояние перманентной турбулентности.
Другим фактором, влияющим на нестабильность в регионе, является западный вызов. Экспансионистская и во многом безответственная политика США и Запада в последние 20 лет на Ближнем Востоке, во многом радикализирует регион. Общеизвестно, что после вторжения англо-американских войск в Ирак в 2003 г., количество сторонников Аль-Каиды, как и количество терактов многократно возросло в мире.
Вот тут надо сделать важное замечание. Разумеется, Америка «виновата» в иракской авантюре, и в том, что Израиль и США часто и без нужды только ожесточали мусульман, играя на руку исламским радикалам и экстремистам. Но возникает сакраментальный вопрос. Виновата Америка, Израиль, Европа, в подчеркнутом недемократизме, клановости и коррупции арабских властей, в сращивании власти и собственности; в нежелании властей проводить давно назревшие политические и социально-экономические реформы; в отсутствии современной науки и образования, а также рабочих мест, в условиях моносырьевой экономики? Нет, не виноваты. Эти проблемы носят сугубо внутренний характер. Отсюда, напрашивается резонный вывод: не желание и не способность властей провести необходимую модернизацию в своих странах, вызывает чувство крайнего раздражения, помноженное на мстительную зависть к богатому, успешному и сильному Западу. И как следствие вызывает комплекс неполноценности, помноженного на чувстве мстительного ressentiment. Все эти комплексы и подпитывают энергетику исламского радикализма и фундаментализма, объявляющего войну не «на жизнь а на смерть» успешному и модернизированному Западу, и им постулируемой глобализации-вестернизации.
Это означает что, не мир ислама в целом как считал Хантингтон, а исламский политический радикализм и религиозный фундаментализм является главным врагом Западу во главе с США. Острой критики ими подвергаются западная «безбожная» (а не христианская),светская культура потребления.
Собственно сам исламский мир расколот, в нем, помимо геополитического соперничества мусульманских стран идет борьба за власть, с одной стороны, между радикальные исламистами и фундаменталисты («Аль-Каида»), и модернизированными исламистами, с другой. В этой борьбе радикальные исламисты используют террор и насилие против своих «безбожных властей» исламского мира. Теракты происходят в Саудовской Аравии и других арабских странах, Турции, Индонезии, Пакистане и т.д. Надежды этих сторонников связаны в первую очередь, с глобальным планом построения мирового исламского государства (халифата), целиком направленного на мировую войну с Западом. А вот уже в этом качастве и формате, конфликт вполне может стать глобальным в XXI веке.
На сегодняшний день, среди исламских государств активно проводящих свою региональную политику и обладающими геополитическими амбициями, выступают Турция, Иран, Саудовская Аравия. Пакистан несмотря на свой единственный в исламском мире ракетно-ядерный арсенал, не имеет ярко выраженных региональных амбиций в силу острых внутренних проблем (там идет многолетняя гражданская война со «своими» талибами) и многолетнего противоборства с Индией. При этом, все перечисленные страны за исключением Ирана, являются союзниками США.
Революционные события зимы-весны 2011 гг. привели в оцепенение не только ни в чем не подозревавших арабских политиков, но и весь Запад. Запад, и в первую очередь США, давно сделали свою ставку на всемерную поддержку жестко авторитарных режимов в обмен на сохранение там стабильности и недопущения радикальных исламистов. Поэтому, в обмен на нефть и подавление радикалов Запад долго закрывал глаза, на то что действующие режимы недемократичны, коррумпированы и весьма жестоки по отношению к своему населению. Тем заметнее было удивление и даже вызвало шоковое состояние у западных политиков (особенно у Израиля) известия о стремительно распространяющейся впервые в истории этого региона, панарабистской революции.
Панарабистская революция на Большом Ближнем Востоке сегодня смела и продолжает сметать авторитарные кланово-коррумпированные режимы в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии, Йемене, Бахрейне и возможно в других странах. Анализ этих революций показывает, что это во многом стихийная «революция Интернета» («революция Фейсбука»), осуществляемая при самой активной роли образованной молодежи и части среднего класса, выразивших свой протест тотальной коррупции, чиновничьему произволу властей и их нежеланием и неспособностью, решить жгучие социально-экономические проблемы общества. Десятилетиями копившееся недовольство большинства общества, многие из которых получили неплохое образование, узкоклановой государственной системой, обрекающей их на безработицу и нищету, выплеснулась наружу в виде стихийно неуправляемого, практически никем не управляемого революционного процесса. Расхожие в Интернете выдумки по поводу якобы действий ЦРУ и Вашингтона, все-таки следует оставить на «откуп» конспирологам. Режим такого же Хосни Мубарака в Египте очень устраивал США и Израиль, поскольку последний являлся их союзником и преследовал исламских радикалов. В то же время нельзя и пройти мимо такой исторической метаморфозы, что все попытки ранее предпринимаемые Вашингтоном по «демократизации Большого Ближнего Востока» провалились, похоронив надежды их проектировщиков привнести демократию извне. Однако эти в целом демократические процессы начавшиеся спонтанно, доказывают одну вещь: Демократию нельзя насадить извне, она может осуществиться только самим народом и только тогда, когда будет острая внутренняя необходимость в ней.
Каким будет арабский мир, после революционных событий сказать трудно, тем более они находятся еще в горячей фазе, только что, с убийством Муаммара Каддафии закончилась гражданская война в Ливии, но ситуация по-прежнему далека там от полного мира. Очень неустойчиво положение йеменского режима Салеха объявившего о своем уходе, и похоже, разворачивается кровавый сценарий гражданской войны по ливийскому образцу в Сирии, где у власти держится пока режим Башара Асада. В то же время, признать, что все закончиться, установлением светской демократии на всем Ближнем Востоке и будет разрушена вотчинно-государственная система, было бы исторически неверно. Такие процессы имеют длительную временную протяженность и связаны помимо всего прочего, с изменением ментальных структур. А они не меняются по мановению волшебной палочки, вдруг и сразу. Напомним также, что Запад к этому шел веками. Скорее всего, можно прогнозировать, «перетекание» власти и собственности от одних «политических» кланов к другим, причем все это будет сопровождаться демократической риторикой в СМИ и косметическими институциональными реформами. Это больше будет походить на хорошо известную в современной России имитацию демократии (впрочем, для многих стран мира и это является историческим достижением). Но ясно одно, ситуация в арабском обществе и в его умонастроении коренным образом изменилась. Власти уже не смогут это игнорировать и по целым десятилетиям, «спокойно» и не сменяясь, пребывать у власти. Застойная стабильность в арабском и возможно шире, мусульманском мире закончилась. А это значит, что мусульманский мир открывает для себя новую историческую страницу, принятие постоянно меняющейся Современности в свою жизнь и слом старой традиционной жизни.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.