logo

5.2.Османская империя в средневековье.

Успехи турок-османов можно объяснить их пассионарностью, что отличает все молодые народы, а также удачным геополитическим положением. На востоке их соседями были раздробленные эмираты турок-сельджуков, а на западе слабеющая год от года Византийская империя. Только один раз османам не повезло, набиравшую силу, и мощь государство турок-османов разгромил, внезапно вторгнувшийся в начале XV в. непобедимый и беспощадный Тимур. Его вторжение в Малую Азию на 50 лет отсрочило падение Константинополя и захвата его османами. Весь XV и первая половина XVI в. прошла в непрерывных завоевательных походах турецких султанов. Зенита своего могущества османы достигли в правление Сулеймана I Кануни (Законодателя) или Сулеймана Великолепного (1520-1566), как его называли в Европе. Именно в его правление в состав империи входили Малая Азия, часть Закавказья, Сирия, Ирак, часть Аравийского полуострова, вся Северная Африка, народы Балканского полуострова, Венгрия и ряд других мелких территорий и вассальных земель. Турецкие султаны овладев священными городами для мусульман Меккой и Мединой, объявили себя халифами (халиф- религиозный глава всего исламо-суннитского мира). Таким образом, произошло объединение светской (султанат) и религиозной (халифат) власти в масштабах всего исламско-суннитского мира в руках османских султанах. Это, безусловно, сделало турецкого султана в глазах правоверных мусульман почти всего мира (90 % мусульман-сунниты) единственным верховным и легитимным падишахом. Для них он считался наместником аллаха на земле. В этот период Османская империя была сильнейшим государством не только всего мусульманского Востока, но возможно и всего мира!

Христианская Европа, столкнувшись с самым грозным противником после монголов, отчаянно пыталась сдержать натиск османов. В мусульманском мире главным врагом для османов оставалась держава Сефевидов в Иране, где государственной идеологией был ислам шиитского толка. Это привело к затяжным и кровопролитным войнам между Османской империей и Ираном. Непрерывные завоевательные походы и постоянные войны с европейскими державами и Ираном истощали силы Османской империи. Разгром османского флота в битве при Лепанто (1571) испанцами и итальянцами остановил победоносное расширение Османской империи на Западе. Считается, что именно с этой битвы начался обратный отсчет растянувшего на многие века заката великой империи османов. Последующие внутренние трудности и начавшийся кризис османской государственности парализовал наступательный порыв турок. Начался период остановки- Теваккуф деври 1579-1683 гг., как называется в турецкой историографии период застоя и разложения османского общества. В 1683 г. турки-османы в последний раз предприняли завоевательный поход на Вену и под стенами ее потерпели сокрушительное поражение. Разгром под Веной стал неизбежным результатом далеко зашедшего упадка военно-деспотичного государства. После этого поражения турецкие войска были изгнаны австрийцами из Венгрии и Трансильвании, Россия вернула в 1696 г. Азов.

Турецкий султан Ахмед III (1703-1730) был активным сторонником реваншистской внешней политики в отношении России. Благо к этому его подталкивали Франция и Англия. В 1710-1711 гг. после очередной русско-турецкой войны, османы вновь вернули себе Азов. В следующей более кровопролитной русско-турецкой войне 1735-1739 гг. успех был на стороне России, которая вновь отобрала себе Азов. Французы усилили свое влияние на султана , вынудив его подписать так называемые «генеральные капитуляции» (1740 г.) В соответствии с этими соглашениями, которые в свою очередь, подтверждали и дополняли старые капитуляции предоставленные Франции, французские компании получали право экстерриториальности и льготных условий торговли не только с Турцией и ее провинциями, но также право торговать с Россией через территорию Турции. Более того Франция получила право покровительствовать не только своим дипломатам и купцам, находившимся в Турции, но и морякам, ремесленникам и духовенству (миссионерам). Причем действие этих капитуляций признавалась султанами бессрочно.

Примеру Франции в XVIII веке, последовали и другие крупные европейские державы, подписавшие с Османской империей аналогичные капитуляции. Таким образом, капитуляции были превращены в одну из форм колониального экономического закабаления Турции со стороны европейских держав. Фактически они действовали вплоть до 1923 г. Зависимость дряхлеющей Османской империи от европейских держав стала очевидной в XVIII в. Это дало повод уже в середине столетия, некоторым европейцам ставить вопрос о возможном разделе огромной империи («Восточный вопрос»).

Общественный строй Османской империи характеризовался наличием различных социально-экономических укладов, включая родо-племенной, рабовладельческий, феодальный, при господствующей, вотчинно-государственной системы. Султан считался верховным собственником всех земель и их главным распорядителем. Государство выступало и как собственник земли и как организатор производства. Все крупные предприятия (судостроительные верфи, мануфактуры, рудники и т.д.) принадлежали государству. Поэтому государство присваивало себе основную часть прибавочного продукта производимого в сельском хозяйстве, промышленности, ремесленном производстве и затем в централизованном порядке распределяло его среди правящего класса. Частное ремесленное производство, сфера торговли, жестко регулировались и контролировались государством. Это крайне обременяло свободу предпринимательства в стране, которой впрочем, и не было.

Источником доходов правящего класса была рента в форме даров, жалований и других должностных вознаграждений, предоставленных верховной властью после перераспределения прибавочного продукта. Это так называемая военно-ленная система: тимары, хассы, зеаметы. Часть государственных земель на основной части расселения турок в Малой Азии отдавалось в пожизненное, а фактически в наследственное, владение феодалам, обязанным за это нести воинскую службу. Причем со своих владений – «тимаров» военное сословие – сипахи, обязаны содержать, вооружать и обучать воинские отряды (очень похоже на русскую военно- служилую систему) соответственно доходам с их ленных владений. Эту систему воинской службы служилого сословия государству, мы увидим практически во всех восточных государствах, включая и Россию, того времени.

Характерной особенностью социальной структуры Османской империи в отличие от европейских стран было отсутствие наследственной аристократии, связанного с частным землевладением, которое непосредственно было привлечено к управлению государством по праву своего «благородного происхождения». Здесь ценилась сама должность, а не «лицо». В отличие от западноевропейской феодальной элиты османская правящая элита была «знатью одного поколения» и не могла передавать по наследству свои титулы и положения и связанные с ней богатства. Получалось что любой человек независимо от рода занятий (даже подлый раб), племени, этноса, при обязательном условии вступления в ислам, мог войти в число так называемой знати, стать пашой и даже визирем. При обязательном условии, что все это он должен заслужить сам, опираясь на свои способности, усердие и верность султану. Здесь, как и почти везде на Востоке (за исключением Индии) социальная мобильность по вертикали была довольна высокой. Получалось даже вполне демократическая система при назначении на государственную должность. Но демократия эта была особого рода. Ее на наш взгляд вернее будет назвать «деспотическо-демократической властью». То есть все равны в поголовном бесправии!

Власть турецкого султана в многоэтничной и многоконфессиональной империи была безграничной для всех подданных независимо от чина, звания, богатств и положения, которых в одночасье могли лишить как имущества, так и жизни по прихоти султана. Именно деспотизм верховной власти в Османской империи и стал наглядным примером для ставшего классическим выражением Гегеля о «поголовном рабстве» Востока. Еще одним анахронизмом можно назвать милитаризм «Блистательной Порты» (так с легкой руки французов в Европе называлось Османское государство). Османская империя была милитаризированным государством, где армия играла большую роль в государственной жизни. «Могущество и сила в государстве и в войске»- таков был девиз турецких чиновников и военных.

В то же время Османская империя была непрочным военно-административным объединением. К тому же стоявшие во главе турецких провинций (вилайеты, пашалыки) наместники-паши стремились превратиться в полунезависимых правителей от султана-халифа, и при каждом удобном случае стремились к независимости от Стамбула.

Характерно, что в отличие даже от городов государства Великих Моголов, османские города и городское сословие было больше «придавлено» административным аппаратом и большими налоговыми сборами. Местные крупные купцы, торговавшие с зарубежными странами и мануфактуристы постоянно разорялись, непосильными поборами военных и чиновников. Поэтому внешняя торговля целиком находилась в руках иностранных компаний, которые пользовались в силу режима капитуляций (первые капитуляции появились еще в XVI в.) рядом привилегий в то время как местные торговцы, их были лишены. И если жизнь и имущество иностранных купцов в XVII-XVIII вв. были неприкосновенны, в то же время жизнь местных купцов и предпринимателей, целиком зависела от произвола местных чиновников, часто присваивающих себе их собственность. Это, безусловно, сдерживало развитие капиталистического уклада в Османской империи, как в целом везде на Востоке.