5.2.Османская империя в средневековье.
Успехи турок-османов можно объяснить их пассионарностью, что отличает все молодые народы, а также удачным геополитическим положением. На востоке их соседями были раздробленные эмираты турок-сельджуков, а на западе слабеющая год от года Византийская империя. Только один раз османам не повезло, набиравшую силу, и мощь государство турок-османов разгромил, внезапно вторгнувшийся в начале XV в. непобедимый и беспощадный Тимур. Его вторжение в Малую Азию на 50 лет отсрочило падение Константинополя и захвата его османами. Весь XV и первая половина XVI в. прошла в непрерывных завоевательных походах турецких султанов. Зенита своего могущества османы достигли в правление Сулеймана I Кануни (Законодателя) или Сулеймана Великолепного (1520-1566), как его называли в Европе. Именно в его правление в состав империи входили Малая Азия, часть Закавказья, Сирия, Ирак, часть Аравийского полуострова, вся Северная Африка, народы Балканского полуострова, Венгрия и ряд других мелких территорий и вассальных земель. Турецкие султаны овладев священными городами для мусульман Меккой и Мединой, объявили себя халифами (халиф- религиозный глава всего исламо-суннитского мира). Таким образом, произошло объединение светской (султанат) и религиозной (халифат) власти в масштабах всего исламско-суннитского мира в руках османских султанах. Это, безусловно, сделало турецкого султана в глазах правоверных мусульман почти всего мира (90 % мусульман-сунниты) единственным верховным и легитимным падишахом. Для них он считался наместником аллаха на земле. В этот период Османская империя была сильнейшим государством не только всего мусульманского Востока, но возможно и всего мира!
Христианская Европа, столкнувшись с самым грозным противником после монголов, отчаянно пыталась сдержать натиск османов. В мусульманском мире главным врагом для османов оставалась держава Сефевидов в Иране, где государственной идеологией был ислам шиитского толка. Это привело к затяжным и кровопролитным войнам между Османской империей и Ираном. Непрерывные завоевательные походы и постоянные войны с европейскими державами и Ираном истощали силы Османской империи. Разгром османского флота в битве при Лепанто (1571) испанцами и итальянцами остановил победоносное расширение Османской империи на Западе. Считается, что именно с этой битвы начался обратный отсчет растянувшего на многие века заката великой империи османов. Последующие внутренние трудности и начавшийся кризис османской государственности парализовал наступательный порыв турок. Начался период остановки- Теваккуф деври 1579-1683 гг., как называется в турецкой историографии период застоя и разложения османского общества. В 1683 г. турки-османы в последний раз предприняли завоевательный поход на Вену и под стенами ее потерпели сокрушительное поражение. Разгром под Веной стал неизбежным результатом далеко зашедшего упадка военно-деспотичного государства. После этого поражения турецкие войска были изгнаны австрийцами из Венгрии и Трансильвании, Россия вернула в 1696 г. Азов.
Турецкий султан Ахмед III (1703-1730) был активным сторонником реваншистской внешней политики в отношении России. Благо к этому его подталкивали Франция и Англия. В 1710-1711 гг. после очередной русско-турецкой войны, османы вновь вернули себе Азов. В следующей более кровопролитной русско-турецкой войне 1735-1739 гг. успех был на стороне России, которая вновь отобрала себе Азов. Французы усилили свое влияние на султана , вынудив его подписать так называемые «генеральные капитуляции» (1740 г.) В соответствии с этими соглашениями, которые в свою очередь, подтверждали и дополняли старые капитуляции предоставленные Франции, французские компании получали право экстерриториальности и льготных условий торговли не только с Турцией и ее провинциями, но также право торговать с Россией через территорию Турции. Более того Франция получила право покровительствовать не только своим дипломатам и купцам, находившимся в Турции, но и морякам, ремесленникам и духовенству (миссионерам). Причем действие этих капитуляций признавалась султанами бессрочно.
Примеру Франции в XVIII веке, последовали и другие крупные европейские державы, подписавшие с Османской империей аналогичные капитуляции. Таким образом, капитуляции были превращены в одну из форм колониального экономического закабаления Турции со стороны европейских держав. Фактически они действовали вплоть до 1923 г. Зависимость дряхлеющей Османской империи от европейских держав стала очевидной в XVIII в. Это дало повод уже в середине столетия, некоторым европейцам ставить вопрос о возможном разделе огромной империи («Восточный вопрос»).
Общественный строй Османской империи характеризовался наличием различных социально-экономических укладов, включая родо-племенной, рабовладельческий, феодальный, при господствующей, вотчинно-государственной системы. Султан считался верховным собственником всех земель и их главным распорядителем. Государство выступало и как собственник земли и как организатор производства. Все крупные предприятия (судостроительные верфи, мануфактуры, рудники и т.д.) принадлежали государству. Поэтому государство присваивало себе основную часть прибавочного продукта производимого в сельском хозяйстве, промышленности, ремесленном производстве и затем в централизованном порядке распределяло его среди правящего класса. Частное ремесленное производство, сфера торговли, жестко регулировались и контролировались государством. Это крайне обременяло свободу предпринимательства в стране, которой впрочем, и не было.
Источником доходов правящего класса была рента в форме даров, жалований и других должностных вознаграждений, предоставленных верховной властью после перераспределения прибавочного продукта. Это так называемая военно-ленная система: тимары, хассы, зеаметы. Часть государственных земель на основной части расселения турок в Малой Азии отдавалось в пожизненное, а фактически в наследственное, владение феодалам, обязанным за это нести воинскую службу. Причем со своих владений – «тимаров» военное сословие – сипахи, обязаны содержать, вооружать и обучать воинские отряды (очень похоже на русскую военно- служилую систему) соответственно доходам с их ленных владений. Эту систему воинской службы служилого сословия государству, мы увидим практически во всех восточных государствах, включая и Россию, того времени.
Характерной особенностью социальной структуры Османской империи в отличие от европейских стран было отсутствие наследственной аристократии, связанного с частным землевладением, которое непосредственно было привлечено к управлению государством по праву своего «благородного происхождения». Здесь ценилась сама должность, а не «лицо». В отличие от западноевропейской феодальной элиты османская правящая элита была «знатью одного поколения» и не могла передавать по наследству свои титулы и положения и связанные с ней богатства. Получалось что любой человек независимо от рода занятий (даже подлый раб), племени, этноса, при обязательном условии вступления в ислам, мог войти в число так называемой знати, стать пашой и даже визирем. При обязательном условии, что все это он должен заслужить сам, опираясь на свои способности, усердие и верность султану. Здесь, как и почти везде на Востоке (за исключением Индии) социальная мобильность по вертикали была довольна высокой. Получалось даже вполне демократическая система при назначении на государственную должность. Но демократия эта была особого рода. Ее на наш взгляд вернее будет назвать «деспотическо-демократической властью». То есть все равны в поголовном бесправии!
Власть турецкого султана в многоэтничной и многоконфессиональной империи была безграничной для всех подданных независимо от чина, звания, богатств и положения, которых в одночасье могли лишить как имущества, так и жизни по прихоти султана. Именно деспотизм верховной власти в Османской империи и стал наглядным примером для ставшего классическим выражением Гегеля о «поголовном рабстве» Востока. Еще одним анахронизмом можно назвать милитаризм «Блистательной Порты» (так с легкой руки французов в Европе называлось Османское государство). Османская империя была милитаризированным государством, где армия играла большую роль в государственной жизни. «Могущество и сила в государстве и в войске»- таков был девиз турецких чиновников и военных.
В то же время Османская империя была непрочным военно-административным объединением. К тому же стоявшие во главе турецких провинций (вилайеты, пашалыки) наместники-паши стремились превратиться в полунезависимых правителей от султана-халифа, и при каждом удобном случае стремились к независимости от Стамбула.
Характерно, что в отличие даже от городов государства Великих Моголов, османские города и городское сословие было больше «придавлено» административным аппаратом и большими налоговыми сборами. Местные крупные купцы, торговавшие с зарубежными странами и мануфактуристы постоянно разорялись, непосильными поборами военных и чиновников. Поэтому внешняя торговля целиком находилась в руках иностранных компаний, которые пользовались в силу режима капитуляций (первые капитуляции появились еще в XVI в.) рядом привилегий в то время как местные торговцы, их были лишены. И если жизнь и имущество иностранных купцов в XVII-XVIII вв. были неприкосновенны, в то же время жизнь местных купцов и предпринимателей, целиком зависела от произвола местных чиновников, часто присваивающих себе их собственность. Это, безусловно, сдерживало развитие капиталистического уклада в Османской империи, как в целом везде на Востоке.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.