logo

21.3.Проблематика идентичности в Африке.

Еще в процессе деколонизации в Африке получили распространение панафриканской идеологии и панафриканской идентичности. В основе панафриканизма лежит (концепция разработана Л. Сенгором) идея объединения людей по цвету кожи (расовый-черный национализм). Его основные положения: 1.«Африка для африканцев»-абсолютная независимость континента и отвержение колониализма во всех формах, включая доминирование белых. 2.Соединенные штаты Африки-идеал континета. То есть, объединение всех африканских народов и стран в одну континентальную суперфедерацию.3. Африканское возрождение морали и культуры и поиск некой цельной «африканской личности». 4. Создание единого для всех африканского национализма для преодоления кланово-племенной и этнической разобщенности. 5. Создание особого африканского социализма, но без марксистского интернационализма. 6. Попытка создания исключительно африканской демократической модели, основанной на принципе: «один человек-один голос». Однако панафриканизм, несмотря на многочисленные его съезды, так и не стал массовым политическим движением, объединившим африканские народы, а явился по сути узкоэлитарным движением африканских интеллектуалов. И, на рубеже XX-XXI вв. он (панфриканизм) сошел, на нет, так и не реализовав свои идеи и декларации.

В Африке 80% населения составляют сельское население. Но большинство городов состоит из неукоренившегося городского населения, переехавших в город и сохранивших во многом патриархальный деревенский уклад жизни. Христианство здесь доминирует среди новой африканской элиты получивших образование на Западе, тогда как среди бедных масс усиливаются позиции ислама. Причем ислам стремительно распространяется среди африканского населения и выступает в качестве противника глобализации на континенте. Ислам выступает здесь в качестве религии бедных и отчаявшихся в торжестве справедливости. Христианство, которое в прошлом ассоциировалось с колонизаторами, теперь выступает в качестве проводника глобализации. Характерной чертой сегодняшней Африки является усиление межконфессионального противостояния между христианами и мусульманами. Это нередко приводит к кровавым вооруженным конфликтам, например в Нигерии, Судане, Сомали и т.д. Многие чернокожие интеллектуалы пытаются сформировать некий третий, чисто африканский путь развития, основанный на антиколониальном неотрадиционализме. Этот путь развития включает также отрицательное отношение к Западу, самоценность африканской модели «духовной гармонии цивилизации без машин». Само появление этой модели свидетельствует о негативном отношении к заимствованию западного прогресса с его научными достижениями, в африканском обществе, где психология большинства населения находится на средневековом уровне, а образованность и ученых ненавидят. В тоже время африканскую нарочитую самобытность можно рассмотреть как своеобразное стремление преодолеть комплекс неполноценности по отношению к белой, европейской культуре. Можно говорить о принципиальной разнице отношения европейцев и африканцев к миру: если европеец живет разумом, логикой, расчетом, анализом, потреблением, действием, плотским, земным, то африканец- ритмом (его стихия ритмический танец), сопереживанием, ощущением, духовным. Африканцу присущи стремление к единству человека и природы, доминирование коллективизма над индивидуализмом, стремление к гармонии, кооперации.

В большинстве стран региона основой общества остаются не нации, а общины и кланы, и родственные и этнические интересы доминируют над социальными и общегосударственными. Именно это обстоятельство препятствует в Африке складыванию наций, общенационального самосознания и устойчивых идентичностей. Здесь наблюдается «пир идентичностей» сталкивающих между собой и раскалывающих африканские общества. На сегодня в Африке потерпели поражение просветители, предлагавшие использовать европейские традиции вместо местных африканских и создать единую «Черную Европу». Также явно в меньшинстве и сторонники единых общенациональных идентичностей на светской основе. Победившие сторонники «культурного национализма» выступают за сохранение самобытной африканской культуры. А это в свою очередь усиливает консервацию трайбализма, кланово-племенных отношений и как следствие ведет к усилению межэтнической и межплеменной розни и вооруженным конфликтам. Поэтому не будет преувеличением назвать африканскую модель кланово-племенной, а в некоторых случаях трайбалистичной.