15.2.Запад в годы «холодной войны».
Победа во Второй мировой войне привела к большей консолидации Запада, сплоченного теперь вокруг США. Америка с помощью России спасла Европу от германского нацизма и проявила решимость спасти ее и от советского коммунизма. Крайне ослабленная войной Европа с благодарностью приняла американскую финансовую помощь по плану Маршалла(1947). За четыре года реализации плана Маршала западноевропейские страны получили помощь в объеме 17 млрд. долларов. Мощное финансовое вливание создало в Европе все необходимые условия не только для восстановления промышленной продукции, но и для промышленной реконструкции западноевропейских экономик. Американская финансовая помощь в обмен на потерю внешнеполитической самостоятельности помогла Европе не просто восстановить разрушенное войной хозяйство, но и вернуть утраченное в годы войны экономико-технологические позиции в мире. Европейские страны и особенно Германия, использовали полученные деньги для обновления производственных мощностей, замены устаревшего оборудования и машинного парка. Особенно быстро развивались наиболее пострадавшие в войне ФРГ, Италия, Австрия, которые уже к середине 50-х гг. закончили модернизацию своих экономик и догнали своих традиционных конкурентов по Западной Европе. Вместе с послевоенной перестройкой экономики началась и перестройка социальной сферы западных стран. И опять Америка подала пример Европе. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики, ранее апробированная в США, стала успешно внедряться в европейских странах. При этом европейцы умудрились уйти дальше своих заокеанских коллег. Благодаря приходу к власти социал-демократов, (в первую очередь, в скандинавских странах), в европейских государствах стало формироваться «государство общего благосостояния»-welfare state. Это свидетельствовало о вступлении индустриального капитализма в фазу зрелости.
Победа над нацизмом и угроза советского коммунизма впервые заставила ведущие западные страны встать на путь не только военно-политического, экономического, но и идеологического сотрудничества. Причем ядром такого сотрудничества стали англо-саксонские страны США и Великобритания. Это объяснялось тем, что среди всех западных стран эти государства сыграли решающую роль в победе над фашистской Германией (исключая, разумеется, СССР), к тому же эти страны были связаны тесными историческими и культурными связями их народов. С 1945 года на роль единственного и неоспоримого лидера Запада, выходят США, которые обладают решимостью не только восстановить разрушенные войной экономики Европы и защитить ее от возможного советского вторжения, но и обеспечить дальнейшую руководящую роль Запада над всем миром. Пестуемый европейцами в течении многих столетий европоцентризм, окончательно сменился американоцентризмом на Западе.
В результате усилий американцев после второй мировой войны, Запад под эгидой США выстраивается как единое геополитическое, экономическое, военное и культурное пространство. Сами американцы исходя из своих геополитических интересов и стремления не допустить распространения идеологии коммунизма, приветствуют и всячески помогают постепенному превращению Европы в некое супергосударство с наднациональными институтами управления. С точки зрения США, объединенная Европа не могла угрожать Америке по причине экономико-финансовой и военно-политической зависимости, и в первую очередь, исходя из жестких рамок НАТО и постоянного базирования, американских войск почти во всех европейских государствах. Именно в это время, американское политическое сознание все больше отождествляло себя с Западом в целом, проникаясь мессианскими идеями защиты и распространения по всему миру западных либерально-рыночных ценностей. С этого времени Европа превращается в «младшего» и ведомого партнера США, лишаясь своей самостоятельной глобальной политики.
Основы американской глобальной стратегии по установлению абсолютного доминирования в мире были заложены в 1944-1949 гг., когда под руководством США сформировались две опоры западного сообщества- торгово-экономическая на базе Бреттон-Вудской системы и военно-политическая на базе НАТО, а затем и других схожих союзов. Фундаментом этой сделки между США и их западными союзниками были взаимные гарантии безопасности: Америка предоставляла им гарантии безопасности, экономическую и военную помощь, доступ к технологиям и рынку в обмен на поддержку в борьбе с Советским Союзом и ее саттелитами, а также соблюдение правил игры в рамках американо-центристской системы, в которой европейские союзники США становились ее «младшими партнерами».
Со временем западное сообщество развивалось больше вглубь, в направлении упрочения внутренних связей и строительстве новых политических и экономических институтов. Появлялись новые институты- ГАТТ, «большая семерка», ОЭСР, Общий рынок, а затем и ЕЭС в Европе, которому содействовали США. Под контролем США была успешно завершена демократическая и рыночная перестройка ФРГ и Японии, которые из бывших конкурентов и противников Запада, стали его верными адептами. В этих странах были ликвидированы все незападные «завалы», в виде авторитаризма и слабого гражданского контроля над государством. В странах Запада утвердилась преимущественно англо-саксонская модель либеральной демократии с автономией гражданского общества от государства. При этом, само гражданское общество установило более или менее действенный контроль над деятельностью государственных структур. Это и было проявлением зрелости индустриального капиталистического общества. В результате, консолидированный усилиями США Запад, впервые в своей истории стал зоной мира и политической стабильности.
Идея защиты западных ценностей приобрела особый смысл и значение в свете образования мировой социалистической системы во главе с СССР и распространения коммунистической идеологии в странах третьего мира. Освободившейся от европейского колониального владычества мир Азии, Африки и Латинской Америки представлял собой сказочно привлекательный и желанный приз в борьбе за него между Западом и коммунистическим Востоком во главе с СССР. Впервые за долгие столетия народы Востока становились субъектами мировой политики. Лишившись своего колониального контроля над восточными народами, Запад не оставил попыток, управлять восточными странами. Эти попытки выражались в стремлении западных стран навязать собственную модель развития и вовлечь эти страны в военно-политические союзы, типа СЕАТО, Багдадский пакт и др. Большие виды на Восток возлагали и в Москве, которая стремилась политически, экономически и в военном отношении поддерживать здесь леворадикальные и коммунистические движения. Собственно развернувшаяся «холодная война» между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком помимо идеологического противостояния двух систем, была войной за материальные и людские ресурсы так называемого третьего мира, включая и страны Азии.
Сама жесткая конфронтационная логика холодной войны сыграла огромную роль в мобилизации и консолидации Запада против советской «империи зла». К тому же СССР, опираясь на свои вооруженные оккупационные войска и коммунистические партии в Восточной Европе смог в соответствии со своими мессианскими планами мирового коммунистического проекта выстроить в 50- гг. из восточноевропейских социалистических государств «Новую прокоммунистическую Европу», противоположную старой, капиталистической. Все это заставляло западноевропейские страны теснее сплачивать свои ряды и впервые в мировой истории мириться со статусом вассально-зависимых стран от американского гиганта. Запад в лице СССР и мировой социалистической системы почувствовал смертельную угрозу для себя, причем более опасную, чем нацизм. Боязнь советской России покоилась на противоречивом фундаменте. С одной стороны, коммунистическая Россия представлялась как «анти-Запад» исходя из совершенно иной цивилизационно-культурной идентичности, но с другой стороны, коммунистический эксперимент в России покоился на западной социалистической Утопии совершенного государства-общества, западной индустриальной и атеистической культуры и потребительских ценностях, что сближало советское общество с западным. Разница была в идеологии и форме собственности. Зато индустриальное и умеренно потребительское общество СССР и еще более потребительское общество западных стран, походили друг на друга больше чем, отсталое традиционно-аграрное общество некоторых восточных стран, с любым индустриальным обществом капиталистического Запада, или «социалистической» России. Наконец, то, что коммунистическая Россия (СССР) оказалась достойным соперником служит тот факт, что Запад впервые за последние века вынужден был признать Россию равной себе, в первую очередь, в военном отношении и в целом ряде научно-технологических отраслях.
Холодная война была в разгаре и со стороны коммунистического Востока (СССР и его союзников по соцлагерю) и со стороны Запада велась открытая пропагандистская информационная война, с целью представить своего противника в наиболее неприглядном виде и убедить весь мир в порочности его социально-экономической системы. Наиболее масштабно и изощренно работу по дискредитации советского строя проводил Запад. Обе стороны порой приписывали друг другу несуществующие планы, по захвату тех или иных территорий. Надо заметить, что Запад активно пропагандировал миф о советской военной угрозе и планам захвата Западной Европы и Востока советскими войсками. Советская Россия как когда-то Османская империя в веке так XVI-XVII, в газетных и журнальных публикациях западных СМИ и авторов политических трудов порой намеренно представлялась в роли некоего восточного царства Мордора, Анти-Запада. Особенно продуктивно образ «империи зла» работал на американские национальные интересы. Широко используя этот миф, Америка постоянно держала только в Европе до полумиллиона своих войск, объясняя это защитой от советских войск и тем самым делая податливыми европейские страны к своей руководящей роли в Европе.
С точки зрения Александра Зиновьева, Запад победил в холодной войне, используя лучшие средства «оболванивания людей», чем были у СССР. «Педантично используя идеолого-психологическое и экономическое оружие в течение сорока лет, не скупясь на баснословные траты, Запад (и главным образом США) полностью деморализовал советское общество, и прежде всего его правящие и привилегированные слои, а также его идеологическую элиту и интеллигенцию». Это все так, но было и другое. Как заметил американский политолог Джозеф Най, кроме «жесткой власти» основанной на экономической и военной силе, существует и «мягкая власть»- основанная на привлекательности культуры и идеологии страны. Очевидно, что СССР по привлекательности своей коммунистической идеологии вплоть до 40-40-х гг., не только не уступал Западу, но и превосходил его. Но начиная с 60-х гг., привлекательность советской модели явно потускнела, в то время как американской наоборот, взошла. Америка, как считает Збигнев Бжезинский привлекла мир своей массовой культурой, американской демократией, сочетающей в себе одновременно, социальный эгалитаризм и неограниченные возможности для самореализации и личного обогащения. Стремление к личному богатству, сочетаемое с равенством возможностей является сильнейшим социальным импульсом в американской жизни и лежит в основе американского мифа. Именно притягательностью своей «мягкой мощи», Америка победила СССР в мировом символическом пространстве в борьбе за «умы и души» людей.
Однако борьба для Запада с СССР и его союзниками была не из легких. СССР на основе западных технологий индустриализации и западного учения марксизма выбрал незападный путь развития и создал военно-политический блок ОВД угрожающей Западу. Во-вторых, освобождением народов Азии и Африки от колониального владычества и усилением самостоятельности Востока. Кроме этого неясно было, в каком направлении пойдут освобожденный от колониализма Восток и страны Африки. Выберут ли они как Китай коммунистическую ориентацию, западный капитализм, или же третий путь развития, опираясь на свои культурные традиции?
Борьба за страны Азии и Африки, между двумя противостоящими блоками западно-капиталистическим, во главе с США опиравшихся на НАТО и прокоммунистическим блоком, во главе с СССР, опиравшимся на ОВД (Организация Варшавского договора) разгорелась во всех сферах, включая и военную. Борьба за страны Востока между СССР и США привела к ряду локальных военных конфликтов в Корее в (1950-1953 гг.), во Вьетнаме (1965-1975 гг.), в Афганистане (1979-1989 гг.). Если в Корее, результат борьбы между Америкой и Россией был ничейный, то во Вьетнаме, где США потерпели поражение, победа оказалась за СССР, а Вьетнам, стал социалистическим и выбрал просоветскую ориентацию. Зато в Афганистане США с лихвой рассчитались с СССР по счетам, втянув последнего в изнурительную войну со всем мусульманским миром. Исламский Восток, называя СССР Сатаной (высказывание иранского аятоллы) отправлял в Афганистан тысячи добровольцев-моджахедов, которые воевали с «неверными» на деньги арабских шейхов обучаемые американскими инструкторами и вооруженные западным оружием. По сути это была война регионального масштаба, которая в итоге стала одной из причин распада СССР.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.