logo

15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.

В 50-70- е годы капитализм в промышленно развитых странах Запада (включая США, Канаду) изменился до неузнаваемости. Уровень жизни большинства населения вырос настолько, что многие на Западе заговорили о конце классового конфликта и неактуальности социалистических лозунгов. Переход к неокейнсианской стратегии способствовал созданию в странах Запада смешанной экономики, основанной на балансе частной и общенациональной собственности, сотрудничестве крупного корпоративного бизнеса и государства в инвестиционной политике и регулировании трудовых отношений, обеспечении планомерного экономического роста и высокого уровня жизни. В частности директивному планированию подлежали меры инвестиционной деятельности, антитрестовского регулирования, введение определенных схем налогообложения, целевое субсидирование НИОКР, финансирование системы профессиональной подготовки и т.п. Все это дало повод некоторым западным ученым, например, П. Сорокину утверждать о начавшемся процессе конвергенции между капитализмом и социализмом.

В этот период классовое противостояние буржуазии и пролетариата окончательно ушло в прошлое, сменившись растущим многообразием форм собственности и трудовых отношений. Место пролетариев, которым «нечего терять кроме своих цепей», заняли квалифицированные рабочие («синие воротнички»), наемные работники нефизического труда («белые воротнички»), доходы которых позволяли приобретать собственность и входить тем самым в «средний класс». Именно пресловутый средний класс, состав которого составлял до двух третей населения и образовал костяк капиталистического общества потребления западных стран вступивших в позднеиндустриальный период. Впервые в истории западного капитализма люди категории среднего класса то есть обычные трудящиеся, становятся главным объектом пристального внимания и всемерной поддержки со стороны государства. Собственно это было вполне логично исходя из эволюции зрелого капитализма. Отсюда и введение бесплатного среднего образования (а в ряде стран и высшего), гарантии прожиточного минимума для всех, высокая оплата труда и хорошо обеспеченная система здравоохранения- все это черты позднекапиталистических обществ Запада 50-80-х гг. XX века. Правительства капиталистических государств Запада, тратя огромные средства на поддержания своего «статуса» государства всеобщего благосостояния отдавало себе отчет, какие могут быть последствия в случае экономического коллапса и вытекающего из него социально-политического краха. Само существование альтернативной капитализму социалистической системы во главе с СССР, не давало возможности Западу расслабиться. Мир индустриального социализма любыми своими успехами и в первую очередь, в социальной сфере, оказывал на западный капитализм огромное давление. Именно поэтому, чтобы продемонстрировать всему миру и прежде всего так называемому третьему миру, преимущества капитализма, социальная политика в западных странах идеологически пропагандировалась западными СМИ. Результативность такой политики была очевидна. Западный средний класс сам был заинтересован в сохранении стабильности капиталистического строя и расширения демократии, так как все это вместе позволяло ему увеличить свое благосостояние и постоянно возрастающие жизненные потребности. Поэтому в богатых странах Запада в разы уменьшилось социальная база для разрушительных социальных конфликтов, а социалистическая идея все более утрачивала свою популярность. Другими словами, обуржуазивание всех социальных отношений на Западе достигло своего расцвета.

По мере развития позднеиндустриального общества, возникновения смешанной экономики, социализация человека все больше определялась не формальными признаками, связанными с наличием или отсутствием собственности, характером труда и уровнем заработной платы, а его стремлением к самоидентификации и личностной самореализации, поиску более интересного социального окружения. В обществе генерирование новых идей, технологий и услуг, прежде всего интеллектуальных меняет всю систему ценностей в обществе, чисто материальные ценности дополняются ценностями духовными, ценностями самовыражения человека. В условиях хорошо обеспеченных и гарантированных социальных стандартов, люди на Западе направляли свою энергию не на элементарное выживание как в странах Востока, а на достижение определенного уровня жизни, т.е. особой модели потребительского поведения. Причем в разряд потребительской «корзины» западного «супермаркета» входят не только материальные вещи, но и вещи имеющие отношения к духовным ценностям, например новые религиозно-социальные учения Запада и учения и духовные практики Востока (буддизм, дзэн-буддизм, йога и т.д.). В результате нового потребительского поведения меняется и вся система социально-классовой стратификации западного общества. Границы между социальными группами и стратами становятся все более условными, а преодоление этих границ и изменение социального статуса уже не требовало радикального изменения сферы профессиональной деятельности, порой достаточно было человеку следовать определенным правилам потребительского поведения.

Новая статусная престижность как фактор социализации в поздеиндустриальном обществе имела, прежде всего, социально-психологический, а не материальный характер. В 80-90-е гг. ранее привычные категории престижности среднего класса- наличие собственного жилья и автомобиля, хорошее образование для детей, оказались уже недостаточными для новой социальной самоидентификации. Поэтому в западном обществе все большую роль приобретала не просто жилье, а интерьер жилища и район его расположения, не просто автомобиль, а марка автомобиля и товарные знаки, бренды покупаемой продукции. Новая статусная престижность таких элементов потребления все чаще складывалась под влиянием не общественных настроений и традиций, а рекламной продукции, стимулирующей потребительский спрос.

Все эти новые социально-мировозренческие трансформации свидетельствовали о формировании в рамках позднеиндустриальной стадии становления постиндустриального уклада. В трудах западных ученых Д. Белла, А. Турена, Э. Тоффлера и других во многих модификациях разрабатываются концепции постиндустриального общества. В обобщенном виде все они подчеркивают снижение роли материального производства и возрастании роли сферы услуг, информации и наукоемких, интеллектуальных производств. Основным социальным ресурсом является не физическая, а интеллектуальная сила. В постиндустриальном обществе на смену капиталу и физическому труду приходят университетские знания, информация и интеллектуальный труд. Классовая стратификация общества уступает место статусной стратификации. Статус определяется профессиональной и технической подготовленностью, то есть опять же образованием. По мнению А. Турена, в постиндустриальном обществе конфликт предпринимателей и работников уже не является борьбой за власть, поскольку власть уже не сопряжена с собственностью в материальном производстве. Конфликт превращается во внутрисистемный но он носит всеохватывающий характер, его цель- не изменение существующего социального порядка, а улучшение собственного статуса в рамках этого порядка. Но эксплуатация вовсе не исчезает, она распространяется на все стороны жизнедеятельности человека, включая культуру и досуг, становясь при этом более изощреннее, и проникающей. При новой постфордистской модели гибкого индивидуального труда (например, домашний режим работы), степень эксплуатации труда увеличивается, за счет еще большей потери свободного времени.