2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
К III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными. Родиной первичных азиатских цивилизаций, как правило, являются долины крупных рек. В III тысячелетии до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Евфрат – в Месопотамии. Несколько позднее – в III–II тысячелетии до н.э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ – китайская.
Древний Египет. В 4-м тыс. до нашей эры в долине Нила из многих номов (от греч. округ, область) возникли два царства-Нижний и Верхний Египет. В 30 веке до н.э. их объединил в единое государство правитель Мина (Менес), основавший первую династию египетских фараонов. Столицей государства стал Мемфис. За самой первой династией Раннего царства, последовала династия Древнего царства, когда повсеместно строились пирамиды. Строительство загробного для себя убежища-пирамиды, рассматривалось едва ли не в качестве главного дела своей жизни. На строительство каждой пирамиды и богатых гробниц расходовалась большая часть бюджетных поступлений. Затем наступил период Среднего царства и с воцарением Тутмоса I (в конце XVI в. до н.э.), когда Египет вступил в период своего военного могущества, наступил период Нового царства. В Египте мы наблюдаем пример типичной централизованной деспотической монархии во главе с фараонами. Фараонам принадлежал весь земельный фонд страны и практически все крестьяне общинники превращаются в зависимую категорию царских людей. В состав элиты входили жрецы и чиновники. Жречество выполняло важные функции. В условиях отсутствия научных знаний, именно образованные жрецы, опираясь на религию, обеспечивали все потребности общества, как в области образования, так и в области хозяйственных знаний. Кроме этого на них целиком ложилось обеспечение идеологических функций, а именно, воспитания в подданных чувства законности существующего государственного устройства и лояльности верховному правителю.
Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье – долине рек Евфрат и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения – каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь, в середине IV тысячелетия до н.э., появляются первые политические структуры в форме городов-государств.
В XXIV в. до н.э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в. до н.э. Шумер был захвачен семитскими племенами – аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство – Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествляли. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом. Самым знаменитым вавилонским царем был Хаммураппи правивший в 1792-1750 гг до н.э. Именно при нем была завоевана Южная Месопотамия и подчинена Ассирия и созданы законы нового государства, известные как законы Хаммураппи.
Также как и в Египте, господствующей собственностью в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.
Жители древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформирующееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении в последствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов системы календарного счета и элементарная математика.
Во второй половине VIII в. до н.э. начинается период наибольшего могущества Ассирии, ее преобладания на Ближнем Востоке. К VII в. Ассирия стала первой в истории Древнего Мира великой военной империей, которая объединяла в своем составе всю Месопотамию, Восточное Средиземноморье, Египет, Малую Азию, большую часть Ирана. По ироническому замечанию одного из историков, «Ассирия ничего не дала миру, кроме идеи империи и устройства военной машины». Действительно, в отличие от бюрократического, или теократического государства, формировавшегося в Китае и Египте, правители Ассирии создали державу, целиком опиравшуюся на военную силу и армию. Большую роль в этом сыграли военные реформы Тиглатпаласара III, в результате которых была создана регулярная армия, находившаяся на полном государственном обеспечении.
В конечном счете, ассирийская держава рухнула под тяжестью своей милитаризации и огромных военных расходов на содержание армии и военных походов.
Палестина. Библейские предания повествуют, что проведя 100-150 лет в «египетском плену» евреи во главе с пророком Моисеем прибыли в Палестину на рубеже XIII-XII вв. до н.э. В жестокой борьбе с местным населением евреи завоевали себе лучшую часть Палестины, укрепились там и превратили древний Иерусалим в свой политический и религиозный центр. Первыми царями Израиля были: Саул. Его зять Давид основал второе царство-Иудейское с центром в Хевроне в 1004 году. Спустя некоторое время Давид, объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское со столицей Иерусалим. Экономического и культурного расцвета это государство достигло при сыне Давида Соломоне (964-926 до н.э.). Был построен иерусалимский храм в честь бога Яхве, единственного божества, Бога для всех народов мира. При этом сами евреи верили что они являются избранным народом самим богом Яхве и поэтому поклонение ему и религиозные ритуалы возведены были в культ, что позволило во многом консолидировать еврейский народ. Этим объясняется, что храмовые жрецы оказывали огромное влияние на жизнь евреев, причем большее чем правители-цари. Сам народ платил налоги, и выполнял повинности, прежде всего в пользу храма.
Распад единого государства сначала на два государства (Израиль и Иудею) ослабил их военный потенциал. В VII в. до н.э., Иудея сначала была завоевана Египтом, затем Нововавилонским царством, потом персами царя Кира и наконец, греками Александра Македонского. Часть евреев были вынуждены покинуть родину и создавать в других странах свои колонии-диаспоры. В I в. до н. э. Палестина, как и весь Ближний Восток, была захвачена Римом и стала одной из его провинций. После крайне жестокого правления римского прокуратора Ирода (правившего 33 года) народ Иудеи восстал против римского господства. Восстание, вошедшее в историю как Иудейская война, продолжалось 6 лет и закончилось полным разгромом восставших в 73 году. Иерусалим и его центральный храм был разрушен римлянами. Пленных евреев римляне в принудительном порядке стали выселять из Палестины. Однако евреи не смирились с римским господством. В 133-135 гг. вспыхнуло новое восстание также жестоко подавленное римлянами. Но на этот раз по приказу императора Адриана евреи были выселены из Иерусалима. Десятки тысяч пленных были вывезены в Италию, Грецию, Испанию. Так произошло второе самое массовое принудительное рассеяние евреев. Таким образом за пределами Палестины в странах Азии, Африки и Европы оказались свыше 4 млн евреев, которые стали образовывать там еврейские общины. Подавляющая часть еврейской диаспоры продолжала придерживаться своей религии, а потому не смешивалась с коренным населением, не ассимилировалась и жила обособленно. Поскольку евреев как чужеземцев не допускали к владению землей (главным богатством всех народов), то они были вынуждены проживать в городах и заниматься ремеслами и оказанием местному населению всевозможных услуг (строительных, торговых, медицинских и др.). Профессионализм, мастерство, личная свобода, быстрая приспосабливаемость к меняющейся обстановке, взаимовыручка в рамках общины послужили основой достаточно высокой экономической активности, и значит и высоких доходов еврейской диаспоры.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.