logo

2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.

К III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными. Родиной первичных азиатских цивилизаций, как правило, являются долины крупных рек. В III тысячелетии до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Евфрат – в Месопотамии. Несколько позднее – в III–II тысячелетии до н.э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ – китайская.

Древний Египет. В 4-м тыс. до нашей эры в долине Нила из многих номов (от греч. округ, область) возникли два царства-Нижний и Верхний Египет. В 30 веке до н.э. их объединил в единое государство правитель Мина (Менес), основавший первую династию египетских фараонов. Столицей государства стал Мемфис. За самой первой династией Раннего царства, последовала династия Древнего царства, когда повсеместно строились пирамиды. Строительство загробного для себя убежища-пирамиды, рассматривалось едва ли не в качестве главного дела своей жизни. На строительство каждой пирамиды и богатых гробниц расходовалась большая часть бюджетных поступлений. Затем наступил период Среднего царства и с воцарением Тутмоса I (в конце XVI в. до н.э.), когда Египет вступил в период своего военного могущества, наступил период Нового царства. В Египте мы наблюдаем пример типичной централизованной деспотической монархии во главе с фараонами. Фараонам принадлежал весь земельный фонд страны и практически все крестьяне общинники превращаются в зависимую категорию царских людей. В состав элиты входили жрецы и чиновники. Жречество выполняло важные функции. В условиях отсутствия научных знаний, именно образованные жрецы, опираясь на религию, обеспечивали все потребности общества, как в области образования, так и в области хозяйственных знаний. Кроме этого на них целиком ложилось обеспечение идеологических функций, а именно, воспитания в подданных чувства законности существующего государственного устройства и лояльности верховному правителю.

Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье – долине рек Евфрат и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения – каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь, в середине IV тысячелетия до н.э., появляются первые политические структуры в форме городов-государств.

В XXIV в. до н.э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в. до н.э. Шумер был захвачен семитскими племенами – аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство – Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествляли. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом. Самым знаменитым вавилонским царем был Хаммураппи правивший в 1792-1750 гг до н.э. Именно при нем была завоевана Южная Месопотамия и подчинена Ассирия и созданы законы нового государства, известные как законы Хаммураппи.

Также как и в Египте, господствующей собственностью в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.

Жители древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформирующееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении в последствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов системы календарного счета и элементарная математика.

Во второй половине VIII в. до н.э. начинается период наибольшего могущества Ассирии, ее преобладания на Ближнем Востоке. К VII в. Ассирия стала первой в истории Древнего Мира великой военной империей, которая объединяла в своем составе всю Месопотамию, Восточное Средиземноморье, Египет, Малую Азию, большую часть Ирана. По ироническому замечанию одного из историков, «Ассирия ничего не дала миру, кроме идеи империи и устройства военной машины». Действительно, в отличие от бюрократического, или теократического государства, формировавшегося в Китае и Египте, правители Ассирии создали державу, целиком опиравшуюся на военную силу и армию. Большую роль в этом сыграли военные реформы Тиглатпаласара III, в результате которых была создана регулярная армия, находившаяся на полном государственном обеспечении.

В конечном счете, ассирийская держава рухнула под тяжестью своей милитаризации и огромных военных расходов на содержание армии и военных походов.

Палестина. Библейские предания повествуют, что проведя 100-150 лет в «египетском плену» евреи во главе с пророком Моисеем прибыли в Палестину на рубеже XIII-XII вв. до н.э. В жестокой борьбе с местным населением евреи завоевали себе лучшую часть Палестины, укрепились там и превратили древний Иерусалим в свой политический и религиозный центр. Первыми царями Израиля были: Саул. Его зять Давид основал второе царство-Иудейское с центром в Хевроне в 1004 году. Спустя некоторое время Давид, объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское со столицей Иерусалим. Экономического и культурного расцвета это государство достигло при сыне Давида Соломоне (964-926 до н.э.). Был построен иерусалимский храм в честь бога Яхве, единственного божества, Бога для всех народов мира. При этом сами евреи верили что они являются избранным народом самим богом Яхве и поэтому поклонение ему и религиозные ритуалы возведены были в культ, что позволило во многом консолидировать еврейский народ. Этим объясняется, что храмовые жрецы оказывали огромное влияние на жизнь евреев, причем большее чем правители-цари. Сам народ платил налоги, и выполнял повинности, прежде всего в пользу храма.

Распад единого государства сначала на два государства (Израиль и Иудею) ослабил их военный потенциал. В VII в. до н.э., Иудея сначала была завоевана Египтом, затем Нововавилонским царством, потом персами царя Кира и наконец, греками Александра Македонского. Часть евреев были вынуждены покинуть родину и создавать в других странах свои колонии-диаспоры. В I в. до н. э. Палестина, как и весь Ближний Восток, была захвачена Римом и стала одной из его провинций. После крайне жестокого правления римского прокуратора Ирода (правившего 33 года) народ Иудеи восстал против римского господства. Восстание, вошедшее в историю как Иудейская война, продолжалось 6 лет и закончилось полным разгромом восставших в 73 году. Иерусалим и его центральный храм был разрушен римлянами. Пленных евреев римляне в принудительном порядке стали выселять из Палестины. Однако евреи не смирились с римским господством. В 133-135 гг. вспыхнуло новое восстание также жестоко подавленное римлянами. Но на этот раз по приказу императора Адриана евреи были выселены из Иерусалима. Десятки тысяч пленных были вывезены в Италию, Грецию, Испанию. Так произошло второе самое массовое принудительное рассеяние евреев. Таким образом за пределами Палестины в странах Азии, Африки и Европы оказались свыше 4 млн евреев, которые стали образовывать там еврейские общины. Подавляющая часть еврейской диаспоры продолжала придерживаться своей религии, а потому не смешивалась с коренным населением, не ассимилировалась и жила обособленно. Поскольку евреев как чужеземцев не допускали к владению землей (главным богатством всех народов), то они были вынуждены проживать в городах и заниматься ремеслами и оказанием местному населению всевозможных услуг (строительных, торговых, медицинских и др.). Профессионализм, мастерство, личная свобода, быстрая приспосабливаемость к меняющейся обстановке, взаимовыручка в рамках общины послужили основой достаточно высокой экономической активности, и значит и высоких доходов еврейской диаспоры.