1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
Автором этого термина был русско-американский исследователь П.Сорокин. Пионерами этого подхода явились П.Сорокин, Н. Кондратьев, В. Вернадский, А. Чижевский, А.Богданов, Н. Бердяев, С. Булгаков и другие российские ученые, каждый из которых развивал отдельные элементы этой концепции. На Западе их идеи выборочно разделяли Й. Шумпетер и Ф.Бродель. Сегодня в России сложилась активная и сильная научная школа, которая продолжает развивать идеи П. Сорокина и Н.Кондратьева. Суть ее:
1. Интегрализм отказывается от единого взгляда на движущие силы развития общества, его историю и будущее, от одностороннего преувеличения экономического фактора, учитывает при этом огромную роль социокультурных факторов.
2.Интегрализм отходит от линейного подхода в развитии общества и исходит из циклично-генетических закономерностей его динамики.
В целом эта концепция является синтетической, объединяя в себе глобально-стадиальную теорию и некоторые положения цивилизационной парадигмы. Так его идеи представлены в некоторых вариантах цивилизационного подхода, в частности в теории Кондратьева. Он считал, что большие циклы экономической конъюктуры сменяют друг друга каждые полвека. Но полувековой цикл является лишь элементом цивилизационного цикла, меняющегося каждые 200-300 лет. Таким образом, цивилизацией по Кондратьеву называется определенная ступень в развитии общества. Автор выделяет 7 циклов цивилизаций: неолитическая (VII- IV тыс. до н.э.), восточно-рабовладельческая (III- первая половина I тыс. до н.э.), античная (VI в. до н.э.-VI в.н.э.), раннефеодальная ( VII-XIII вв.), прединдустриальная (XIV-XVIII вв.), индустриальная (60-90-е годы XVIII в.-10-70-е годы XX в.), постиндустриальная (80-е годы XX в.- конец XXI- начало XXII в.) Циклы, открытые Кондратьевым не только для истории экономики и прямо связанных с ней влияющих областей науки и техники. По Кондратьеву периоды спада являются временем интенсивного поиска новых открытий и временем социальных переворотов, революций и войн. Поэтому теории Кондратьева создает основу для построения, охватывающего разные стороны исторического процесса. Согласно выводам Кондратьева, «войны и революции возникают на почве реальных, и прежде всего экономических, условий…на почве повышегия темпа и напряжения конъюктуры экономической жизни, обострения экономической конкуренции за рынки и сырье…Социальные потрясения возникают легче всего именно в период бурного натиска новых экономических сил».
3.Интегрализм отрицает линейную поступательную концепцию прогресса, а также сциентизм (могущество науки). Показывает неизбежность кризисов: взлетов и падений социальных и мировых систем, цивилизаций. Другими словами, нет гарантий «светлого будущего» коммунизма или капитализма, рая на земле. Причем кризисы и зигзаги неизбежны и неповторимы.
4.Интегрализму в отличии от формационной концепции и модернизма, свойственен цивилизационный подход к истории развития общества. Интегрализм видит главным дифференцирующим признаком общества цивилизационные, социокультурные, этические и религиозные различия; рассматривает историю как периодическую смену мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций; ищет конечные причины периодических потрясений в обществе, смены исторических эпох в социокультурной сфере, цивилизационной динамике.
5. По мнению видного сторонника этого подхода Юрия Яковца, сущность интегрализма «проявляется в теории конвергенции, диалоге, взаимодействии, сближении и взаимопроникновении различных социальных ситем, цивилизаций и наций». Ю. Яковец считает, что интегрализм позволяет преодолеть сложившийся разрыв между естественными и общественными науками. И наконец, составной частью интегрализма становится учение Вернадского о ноосфере, о коэволюции природы и человека.
Безусловно, целостный, междисциплинарный подход в рамках интегрализма, при учете сильных сторон глобально-стадиальной и цивилизационной теорий как нельзя лучше соответствует нашему времени. В тоже время следует отметить его эклектичность, отсутствие строгой научной логики и изначальное пренебрежение к микроистории и ее фактам. Но, безусловно, этот подход является функциональным.
Дискредитация линейно-стадиальной модели и функциональность и даже «мода» на Западе, на теорию больших циклов мировой конъюнктуры Н.Кондратьева в научных кругах XX века привела к тому, что и в российских общественных науках появились различные альтернативные варианты объяснения эволюции общественного развития. В частности, следует отметить предложенный В.И. Пантиным «циклически-волновой подход» в развитии общественно-исторических систем. Этот подход уже положительно зарекомендовал себя при изучении процессов модернизации в российской истории в XIX- XX вв.
Каждая из рассматриваемых теорий формационная и цивилизационная крайне важны и вполне функциональны по своей исследовательской сути. Но в тоже время исключительная монополия одной из двух в истории и обществознании приводит к далеко неполному и усеченному знанию об объекте исследовании. Так цивилизационная парадигма сама по себе не может объяснить причины и механизм перехода от одной ступени цивилизации к другой. Поэтому необходимо нахождения такого сопряжения формационной и цивилизационной теорий, которое может быть продуктивно использовано к решению масштабного рассмотрения исторического процесса народов разных культур и типов исторического развития.
Часть современных российских исследователей стараются сочетать возможности глобально-стадиального (формационного) и цивилизационного подходов. Так, А. Ковалев подходит к истории человечества как к единому, целому. В качестве фундаментальной основы развития человечества он рассматривает «способ производства общественной жизни как некую, совокупность человеческого потенциала, социальных условий и природной среды». Использование этой категории позволяет включить в единую концепцию исторического процесса не только цивилизационную и формационную теории, но и многочисленные исследования сторонников географических, геополитических, природно-демографических направлений. Из отношения к обществу как единому природно-социальному организму, в основе которого лежит способ производства общественной жизни, вытекает и новое определение истории. Оно рассматривается как «саморазвитие человеческого потенциала в процессе преобразования природы и совершенствования орудий труда, последовательное распространение достижений в ходе смены индивидов, поколений и этнических общностей, смена синтезирующих все эти процессы социальных институтов».
Таким образом, цивилизационный анализ вовсе не отрицает, но дополняет другой аспект- стадиально-формационный (впрочем как и наоборот). У исследователей в области социальной теории С.Н.Чухлеба и Д.Е.Краснянского следующее объяснение взаимодополнения цивилизационной (цивилизацию исследователи рассматривают как локальную общность-В.Б.) и формационно-стадиальной парадигмы. Свое объяснение они видят в различии естественных и социальных наук. Естественные- науки являются генерализирующим типом знания. Социальные (гуманитарные) науки, не только являются генерализирующим, но и индивидуализирующим знанием. Поэтому в них важно и интересно не только общее (схемы, метатеории), но и отдельное, особенное, индивидуальное. Поэтому если формационно-стадиальный аспект анализа, с их точки зрения, выражает генерализирующий интерес знания, то цивилизационный аспект анализа в свою очередь, индивидуализирующий интерес знания. «В стадиях и формациях, пишут исследователи, мы выявляем род и вид. В цивилизациях мы вычленяем отдельные социально-исторические особи или их конгломераты».
Теперь следует привести конкретные примеры подобных сочленений или сопряжений цивилизационного и формационного подходов в истории человеческих обществ. В качестве примера может служить совпадение по историческому времени перехода общества от стадии «дикости» к земледельческой (доиндустриальной) стадии, с наложением перехода этого общества к рабовладельческой общественно-исторической формации, или феодальной (последняя формация зависит от конкретного региона). Другой, широко известный пример из истории западноевропейского общества: переход к стадии индустриализма, «наложился» и совпал по времени с переходом от феодализма к капитализму. Другое дело, что следует помнить такие примеры, не везде и не всегда проявляются. Так, рассмотрение исторического процесса на Востоке, не позволит нам всегда успешно проводить подобные сочленения формационного и цивилизационного подходов. Да, и Запад может «подвести». Так сегодня, когда развитые западные страны начинают переход к постиндустриальному обществу, то делают они в рамках «старой» капиталистической (сразу оговорюсь, что это в науке является дискуссионным вопросом-В.Б.) формации.
И все таки, на наш взгляд такой подход является наименее противоречивым, поскольку здесь не противопоставляется цивилизационный подход, глобально-стадиальному (формационному). И тот и другой, уже утвердились в науке. Взаимодополнение обоих подходов, очевидно. Экономика просто не мыслима без технологии, а технология без развития культуры и особенностей национального менталитета. А все они вместе создают сложное переплетение цивилизационного уклада и формационной стадии развития общества. Именно это на наш взгляд, позволяет рассматривать исторический процесс в многомерном пространственно-временном континууме.
Вопросы для самопроверки и самоконтроля.
1.Как вы понимаете линейную концепцию прогресса в трактовке европейских мыслителей XVIII-XIX вв.?
2.Что такое европоцентризм, и каковы его характерные черты?
3.Каковы основные положения концепции Маркса об общественно-экономических формациях.
4. В чем вы видите уязвимые стороны глобально-стадиальной теории?
5. Какие достоинства и недостатки у цивилизационной теории?
6.Назовите отличительные особенности культурно-исторической школы от культурно-материалистического направления цивилизационной теории? Назовите авторов обеих направлений?
7.Перечислите основные положения школы интегрализма в России?
8.В чем преимущества синтеза формационной и цивилизационной теорий? Приведите примеры синтеза этих теорий в изучении исторического процесса?
Основная литература
1. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов.- М.: Аспект Пресс, 2001.
2.Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. 3-е изд., исправленное и добавленное.- Волгоград: Комитет по печати, 1996.
3.Ивин А.А. Философия истории: Учебное пособие.-: Гардарики, 2000.
4. Ю.И. Семенов Политарный («азиатский») способ производства: Сущность и место в истории человечества и России. Философско-исторические очерки. М., Центр Новых издательских технологий «Волшебный ключ», 2008.
5.А.И.Костяев, М.Н. Максимова. Современная российская цивилизациология: подходы, проблемы, понятия.- М.: Издательство ЛКИ, 2008.
6.Россия в многообразии цивилизаций/ Под ред. Н.П. Шмелева-М.: Изд. «Весь Мир», 2011.
7.История и культурология. Изд.3-е, перераб. И доп.: Учеб. пособие./ Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой, М.: Логос, 2004.
Дополнительная литература
1.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.ООО «Издательство АСТ», С.51.
2. Ахиезер А.С. Специфика Российской цивилизации//Цивилизации. Вып.6.- М.: Наука, 2004.
3. Мчедлова М.М. Понятие цивилизация: история и методология// Философия и общество.-1999.-№ 1.- С.165-166.
4. Л.И. Семенникова. Россия в мировом сообществе цивилизаций. –М.: Курск,1995. С.37.
5. Козин Н.Г. Постижение России. Опыт историософского анализа.- М.: Алгоритм, 2002.
6.Зиновьев А.А. Запад.- М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф,2000. С.464-465.
7.История мировой культуры (мировых цивилизаций). 2-е доп. И перер. Изд.- Ростов н/Д: «Феникс»,2002.
8.Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. Т.1./Пер. с нем. И,И. Маханькова. -М., Айрис- пресс, 2004.
9.Фернан Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. М. Прогресс 1992.
10.Н.В. Загладин. Кризис цивилизации или гуманитарного знания?/№2.2010.
11.Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.В. Яковец.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,2003.
12. Ковалев А. Еще раз о формационном и интеграционном подходах // Общественные науки и современность. 1996. №1.
13.С.Н. Чухлеб, Д.Е. Краснянский. Цивилизационные парадигмы российской истории. Социально-философский очерк. Изд. 2-е.- М.: Едиториал УРСС,2010.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.