21.6. Проблематика идентичности в Индии.
Современная Индия сегодня весьма активный участник глобализационных процессов в культурно-символической сфере и становится довольно успешным конкурентом США, например в киноиндустрии. Уже сегодня Болливуд выпускает в два раза больше фильмов в кинопрокате чем Голливуд. Его телеаудитория охватывает намного большую аудиторию (страны Азии, Латинской Америки, Африки и Запада в том числе) чем голливудские фильмы. Во всем мире наблюдается огромный спрос на индийское религиозно-культурное наследие (особенно йога), которое используется в первую очередь, в коммерческих целях.
Но, несмотря на демократическую политическую систему, экономическую открытость, деятельность большого числа иностранных компаний и огромный приток туристов со всего мира, Индия во многом остается еще традиционной страной, с преобладающей религиозной системой ценностей и это несмотря на ее формально светский характер государственности. Отсюда в Индии довольно высок уровень религиозной нетерпимости и насилия по отношению к другим, неиндуисским конфессиям. Это во- первых, объясняется значительным преобладанием доли сельского населения (свыше 60%) над городским. Во-вторых, современные классы (буржуазия, рабочий класс, чиновничество, зажиточные крестьяне, мелкие предприниматели и торговцы) составляют в сумме всего лишь около трети населения. Они образуют «современную Индию», которая активно учавствует в мировой торговле, пробилась в космос, вышла на первое место по экспорту программного обеспечения и т.п. Но эта Индия как бы не имеет ничего общего с «традиционной Индией», с остальными двумя третями. К этому надо добавить еще высокую долю неграмотного населения и тогда становится понятным почему Индия, главный соперник Китая на преобладании в Азии в XXI в., пока остается в «объятиях» традиционализма. В Индии по-прежнему, не смотря на запрет со стороны государства сохраняются тысячи и тысячи религиозных общин, каст и племен. Кастовая система с одной стороны разобщает индийское общество, но с другой стороны, сглаживает социальные противоречия. Поскольку модернизация носит во многом верхушечный характер и слабо затрагивает большинство населения страны, живущих на грани нищеты, то кастовая иерархическая система является залогом социального мира и спокойствия в Индии. Формированию единой индийской нации по мнению историка Андрея Володина мешает во-первых, исторически давний и по прежнему довольно острый раскол между индусами (свыше 82% населения страны) и мусульманами (11% населения), во-вторых, слабая информированность большинства населения о политических процессах в стране, и в-третьих, низкий уровень гражданского общества.
Исходя из расколотости общества на модернизированное меньшинство и традищионное большинство, в Индии действуют две поведенческие модели, первая, условно назовем ее антиглобалистская, традиционная, вторая, глобалистская, модернизированная. При этом следует отметить, что обе модели заключены в религиозную рамку индуизма, которая как религия большей части населения оказывается широко востребованной как элитой, так и простыми массами. Поэтому столкновение глобализированного и традиционного происходит в Индии довольно остро, но это столкновение отнюдь не расщепляет господствующее здесь религиозное самосознание: у индусов индуизм, у мусульман –ислам. 1. Антиглобалистская и традиционная модель. Эта модель направленная на соблюдение традиционного для индусов образа жизни, включая сохранение кастовых различий и направлена против заимствования западной культуры. Ее адепты обвиняя сторонников глобализации- иноверцев «в заговоре с целью разложить Индию», предлагают свой антиглобализационный проект объединения индийской нации в рамках религиозной пропаганды Хиндутвы. Хиндутва означает («Индусскость»-от хинду-индус), и претендует на роль национальной идеологии. В самой радикальной версии, Хиндутва является полным антиподом секуляризма, демократии, разновидностью индусского религиозно-общинного шовинизма.
2.Модернизированная, глобалистская модель, или вариант «мягкой», либеральной Хиндутвы. В Индии эта модель либерального, «универсального индуизма» («мягкая Хиндутва») выступает за глобализацию и противостоит антиглобалистскому и традиционалистскому проекту. В основе либерального, или «универсалистского индуизма» присутствует либеральная риторика, взывающая к демократическим ценностям, к конституционным правам, призванным обеспечить индуистам свободу вероисповедания. К ней тяготеет в первую очередь, деятели шоу-бизнеса, немногочисленный по меркам Индии средний класс, крупная буржуазия и чиновничество. В его основе мировоззренческий плюрализм и стремление к преодолению религиозной, кастовой, этнической разнородности (глобалистский проект). «Либеральный универсализм» направлен против господствующего среди большей части населения Индии традиционализма и изоляционизма.
В итоге, обе модели (традиционная-«жесткая» и либеральная-«мягкая» Хиндутва) в той или иной мере, в рамках индуизма, отражают усилия общества и властей по созданию однородной индийской нации.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.