10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
В чем причины колонизаторского успеха европейцев на Азии и Африке? Главной причиной являлось отсутствие единой национальной общности людей в завоеванных европейцами странах, а именно: пестрый, разноплеменной и многоэтничный состав населения, предопределял отсутствие единого национального сознания так необходимого для сплачивания народа и борьбы с чужеземцами. Большинство восточных и африканских общностей того времени представляли собой рыхлый конгломерат, разделенных по клановым, земляческим, племенным и религиозным границам, что облегчало завоевание колонизаторам, руководствующих римским правилом: разделяй и властвуй.
Еще одной причиной являлось, и стремление части элиты и особенно складывающейся национальной буржуазии приобщиться к благам западной цивилизации, которые несли и внедряли колонизаторы. Давно ушло в прошлое марксистское утверждение о том, что колонии создавались для «голого разграбления» метрополиями и что самое главное грабеж приносил колониям одно разорение и усугублял отсталость от западных стран. Все гораздо было сложнее и неоднозначно. Хотя наивно было верить в альтруистические наклонности европейцев, которые пришли на Восток только для того чтобы помочь отставшим народам и провести им нужную для их «счастья» модернизацию. Конечно, нет. Тут можно вспомнить высказывание известного британского империалиста Сесила Родса: ...мы, колониальные политики, должны завладеть новыми землями для помещения избытка населения, для приобретения новых областей сбыта товаров, производимых на фабриках и рудниках.» Европейские колонизаторы неоднократно указывали на прямую связь с успешным решением социального вопроса у себя в стране, с успешной колониальной экспансией и выкачиванием «полезных ресурсов» из колоний в метрополии.
В читающем европейском обществе того времени сформировался некий романтический «флер» колонизаторской политики в в странах Азии и Африки. Произведения таких писателей, как Редьярд Киплинг воспевали грубого, но честного вояку- британского колониального солдата пресыщенному и разнеженному буржуазной жизнью жителю городов. Г. Райдер Хаггард и многие другие западные писатели, увлекали читателей историями о невообразимых приключениях благородных и мужественных европейцев в варварских африканских и азиатских колониях, несущих свет западной цивилизации в эти богом забытые уголки планеты. В результате, массового тиражирования подобной литературы на Западе, имперские амбиции и националистические настроения европейцев выгодно облекались в маскирующую «тогу» западного прогрессизма и цивилизаторства, по отношению к отсталому Востоку.
В тоже время неверно представлять всех англичан, как и других европейцев, как исключительно оголтелых империалистов, думающих только об ограблении колоний. В самом британском обществе отношение к колониальной политике было весьма различным; от восхваления цивилизаторской миссии в духе Р. Киплинга, или утилитарного империалистического подхода С. Родса, до морального осуждения этой политики. Например, британский журнал «Statesman» в свое время так описывал результаты английского «владычества» в Индии: «Мы ненавидимы, как классами, бывшими до нас влиятельными и могущественными, так и воспитанниками наших же учебных заведений в Индии, школ и колледжей, ненавидимы за наше эгоистическое полное отчуждение их от всякого почетного или доходного места в управлении их собственной страной, ненавидимы народными массами за все невыразимые страдания и ту ужасную нищету, в которую ввергло их наше господство над ними».
Наконец, в Великобритании, как и во Франции, находилось немало людей, которые считали что колониальная политика крайне затратная для метрополии и что «игра не стоит свеч». На сегодня все больше исследователей на Западе приходят к утверждению, что колониальная политика западных стран диктовалась военно-политическими и даже идеологическими соображениями, не имевшими ничего общего с реальными экономическими интересами. В частности, П. Бэрок вообще выявил любопытную закономерность: страны- колонизаторы развивались более медленно, чем страны, не имевшие колоний,- чем больше колоний, тем меньше развития. Действительно, содержание колоний само по себе обходилось недешево для западных метрополий. Ведь колонизаторы, чтобы адаптировать местное хозяйство под свои нужды, например, для сбыта своих товаров, просто вынуждены порой с нуля создавать производственную и транспортную инфраструктуру в колониях, включая банки, страховые компании, почту, телеграф и т.д. А это означало на практике вкладывание больших материальных и нематериальных средств, для развития сначала экономики, затем необходимого уровня технологий и образования в колониях. Интересы построения колониальной экономики давали толчок строительству дорог, каналов, заводов, банков, развитию внутренней и внешней торговли. А это объективно, способствовало сокращению разрыва между традиционно-восточными странами и модернизированными западными державами. Последнее чем одаривал передовой Запад отстающий Восток и африканские колонии это передовые буржуазно-либеральные идеи, теории, которые постепенно взламывали традиционную вотчинно-государственную структуру. Все это создавало в колониальных обществах условия для трансформации и модернизации традиционного мира колоний и вовлечение их пусть и против их воли в общую систему мирового хозяйства.
Более того, колониальные власти, в первую очередь англичане, обращали серьезное внимание на реформирование традиционных структур своих колоний мешающих развитию рыночных частнособственнических отношений. Создавались невиданные на Востоке вестернизированные демократические институты управления. Например, в Индии с подачи англичан были образованы Индийский национальный конгресс (ИНК). Была проведена реформа образования по британским стандартам и в Индии в 1857 г. были открыты первые три университета- Калькутский, Бомбейский, Мадрасский. В дальнейшем число индийских университетов и колледжей с преподаванием на английском языке и по английским программам обучения все возрастало. При этом многие богатые индийцы получали высшее образование в самой Англии, в том числе и в лучших университетах- Кембридже и Оксфорде. Много сделали англичане и для развития просвещения. Но книги, газеты, журналы и другие печатные издания, предназначенные для читателя во всей Индии, публиковались только на английском языке. Английский язык становился постепенно основным для всей образованной Индии.
Подчеркнем, все это делалось англичанами для удовлетворения собственных нужд. Но объективно колониальная политика вела к формированию в колониях передовых буржуазных структур, которые способствовали пусть очень болезненному, но прогрессивному социально-экономическому развитию колоний. Что же в итоге получилось в ходе насильственной колониально-капиталистической модернизации восточных обществ? В обширной востоковедной литературе это называется колониальным синтезом: метрополия-колония. В ходе синтеза произошел симбиоз старой восточной традиционной социально-экономической структуры, с пришедшей сюда европейской колониальной администрацией и западным капитализмом. Сочленение двух противоположных структур: западной и восточной проходило в муках насильственного и во многом вынужденного союза. Что сделало колониальные общества Востока, еще более разнородными: наряду с архаичным традиционным общественным укладом, появился чужеродный западный колониальный уклад и наконец, возник синтезированный восточно-западный уклад в виде компрадорской буржуазии, западноориентированной интеллигенции и чиновничества. Под влиянием этого синтеза возник и «восточный колониальный капитализм», в котором причудливо сочетались тесная взаимосвязь туземных государственных и предпринимательских структур с европейской колониальной администрацией и буржуазией. Восточный колониальный капитализм, таким образом, был привнесен на почву Востока именно внешним фактором-завоеванием Запада, а не явился источником внутреннего развития. Со временем, этот чужеродный уклад благодаря покровительству европейской колониальной администрации стал пускать корни на восточной почве и все более укрепляться, не смотря на активное сопротивление традиционных восточных структур.
Следует отметить, попытки буржуазной модернизации и европеизации во всех колониальных обществах Востока встречали сопротивление таких общественных сил: родоплеменного строя, религиозного духовенства, аристократической знати, крестьян, ремесленников, всех тех, кого эти перемены не устраивали и кто боялся потерять привычный уклад жизни. Им противостояло заведомое меньшинство коренного населения колоний: компрадорская буржуазия, получившее европейское образование чиновничество и интеллигенция, которые мирились и даже активно принимали участие в развитие буржуазных преобразований, сотрудничали тем самым с колониальными властями. В результате колониальные общества Востока раскололись на две достаточно резко противостоящие друг другу части. /28Это, безусловно, срывало планы колониальной администрации по ускоренной модернизации колоний. Но все- таки, колониальный Восток тронулся в сторону необратимых перемен.
Усвоение западных идей и политических институтов происходило и в тех восточных странах, которые не пережили прямого военного вмешательства европейских держав: (Османская империя, Иран, Япония и Китай). Все они в той или иной мере (в наиболее выгодном положении была Япония) испытывали на себе давление Запада. Конечно положение этих стран было более выигрышное по сравнению с восточными странами, превращенные в колонии Запада. Сам пример абсолютно бесправной Индии служил для этих стран суровым предостережением и просто жизненной необходимостью, проводить структурные реформы, даже не смотря на все сопротивление общества. Власти этих государств в XIX веке прекрасно осознавали: Запад их в покое не оставит и вслед за экономическим закабалением последует и закабаление политическое. Само по себе давление Запада было серьезным историческим вызовом, на который необходимо и срочно нужно было дать ответ. Ответ заключался, прежде всего, в модернизации, а, следовательно, в усвоении западной модели развития, или, во всяком случае каких- то ее отдельных аспектов.
Начало XX века было временем наивысшего могущества Запада над всем миром, и это могущество проявлялось в гигантских колониальных империях. Всего к 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав составляли 73 млн. км (около 55% площади мира), население-530 млн. человек (35% населения земного шара).
Колониализм нигде, не пользуется доброй репутацией. И это вполне объяснимо. Нельзя списать на издержки прогресса кровь, перенесенные страдания и унижения в колониальную эпоху. Но однозначно оценивать западный колониализм как абсолютное зло было бы на наш взгляд, неверным. Когда история на Востоке до европейцев не писалась кровью, при арабах, турках, монголах, Тимуре? Зато взламывая традиционные структуры Востока и африканских родоплеменных общностей, западный колониализм во всех его модификациях сыграл решающую роль внешнего фактора, мощного импульса извне, не просто пробудившего их, но и придавшего им новый ритм поступательного развития. В XX в. колониальный мир Азии и Африки вступал в основном в переходном состоянии, уже не в традиционной системе власти-собственности, но еще далеко не капиталистической формации. Колониальный Восток и Африка обслуживали интересы западного капитализма, и были необходимы ему, но в качестве периферийной зоны. То есть эти обширные территории выступали в качестве его структурного сырьевого придатка, имеющего в своем составе как докапиталистические, так и привнесенные Западом капиталистические элементы. Положение этих стран осложнялось тем, что разные виды европейского колониального капитализма, не освоив большей части социально-экономического пространства Востока и Африки, лишь увеличили многоукладность и пестроту этих обществ, делая их внутренне противоречивыми и конфликтными. Но даже и в этом случае роль западного колониализма в качестве мощного фактора для интенсивного развития Азии и Африки можно считать прогрессивной.
Вопросы для самопроверки и самоконтроля.
1.Какую роль сыграли в колониальной экспансии европейцев XVI-XVIII вв. торговые компании?
2.Чем объяснить переход от торгового колониализма европейцев к оккупационному типу в XIX веке?
3. Почему немногочисленным европейским колонистам удалось установить контроль над огромными пространствами Азии и Африки? Объясните?
4.Какие основные модели колонизаций вы знаете?
5.Можно ли считать, что все колонии были безотказной «дойной коровой» для метрополии? Всегда ли колонии были экономически обоснованны с точки зрения их содержания метрополией? Если нет, то объясните, почему?
6. В чем проявилось прогрессивное влияние колонизаторства на развитие стран Востока и Африки?
Основная литература
1.Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.-3-е изд.-М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
2. Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6 т. Т.4. Новое время (XIX в.): Учеб. пособие.-М.: Высш. Шк., 2010.
3.Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1. М. Высш. Шк., 1998.
4.Кагарлицкий Б.Ю. От империй-к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации.-М.: Изд. Дом Гос. Ун-та-Высшей школы экономики, 2010.
5.Осборн, Р. Цивилизация. Новая история западного мира/ Роджер Осборн; пер. с англ. М. Колопотина.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
Дополнительная литература
1.Фернан Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. М. Прогресс 1992.
2.Фернандес-Арместо, Ф. Цивилизации/ Фелипе Фернандес- Арместо; пер, с англ, Д.Арсеньева, О.Колесникова.-М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
3.Гусейнов Р. История мировой экономики: Запад-Восток-Россия: Учеб. пособие.-Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004.
4.Харюков Л.Н. Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.