logo

14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.

Общественное сознание ослабевшей Цинской империи было сильно травмировано фактами позорно проигранных войн с «варварами» (англичанами и французами) в так называемой первой опиумной, 1839-1842 гг. и второй опиумной войны, 1856-1860 гг. Подписанные с западными державами неравноправные договора очень быстро превращали Поднебесную, в типичную полуколонию. С таким положением вещей, высокомерное сознание китайской элиты просто не могло смириться. С другой стороны, великодержавная психология высшего класса Китая была травмирована силой и беспардонностью «заморских дьяволов» и вынуждена была склоняться к попыткам частичных преобразований, чтобы сохранить независимость страны и свою власть. Помимо внешнего фактора, работающего на осознание необходимости преобразований, в Китае возник и внутренний фактор. Господство чужеземной маньчжурской династии проигрывающей войны с варварами, воспринималось патриотичными китайцами как абсолютное зло, легитимность династии в стране была поставлена под большой вопрос, маньчжурскую власть уже не могла спасти конфуцианская этика и традиция. В стране, то там, то здесь стали возникать антиправительственные подпольные кружки и общества. Наконец весь Китай буквально потрясен до основания мощным антиправительственным, антиманьчжурским и частично антизападным крестьянским восстанием тайпинов в 50-60-е гг. XIX века, с большим трудом подавленное, в том числе, при помощью войск европейских интервентов. Окончание последней в истории Китая кровавой (по некоторым данным погибло до 20 млн. человек) крестьянской войны подтолкнуло правящие круги страны к началу преобразований.

В самом названии «политика самоусиления», проводимая в Китае в 60-90-е гг. был заложен очевидный смысл, а именно стремление покончить со своей слабостью продемонстрированной перед всем миром и перед своим народом и сохранить правящую династию. Но поскольку самоусилиться за счет старых испытанных мер и опираясь на глубокую традицию китайской цивилизации, не предоставлялось никакой возможности, то правительство вынуждено было начать некоторые европейские заимствования, опять же для того чтобы успешно противостоять Западу. Подчеркнем, китайские власти не собирались модернизировать политическую традиционную структуру «класса-государства». Задачи были намного скромнее; усилить государство (а не общество, такие мысли не могли прийти в головы китайским властям), через частичную модернизацию госаппарата и военной промышленности. Под это вскоре была подведена и теоретическая база, в трудах Фын Гуйфэня, которая помогла сохранить «свое лицо», в собственных глазах. Проблема заключалась в том, что нужно было объяснить самим китайцам, верящим в абсолютное превосходство своей культуры, как, каким образом, произошло, что варварская культура Запада оказалась в данный момент сильнее китайской?

По мнению Фын Гуйфэня китайское конфуцианское морально-этическое учение имеет безусловное превосходство над всеми иностранными учениями и что нужно по -прежнему, сохранять ему верность. Вместе с тем он предполагал возможность заимствования отдельных материальных достижений западной культуры на том основании, что все западные изобретения основываются на китайских идеях, заимствованные европейцами. Поэтому нет ничего постыдного для китайцев, взять отдельные изобретения европейцев, вроде паровых судов и огнестрельного оружия на вооружение. Это было сформулировано следующим образом: «китайское учение-основное, западное- прикладное».

К тому же следует добавить, что китайскую и любую культуру конфуцианско-буддийской традиции отличает большая гибкость и способность к творческой адаптации чужих заимствований. Этим китайцы, японцы выгодно отличаются от мусульман. Прибавьте к этому, укорененный в веках у китайцев пиетет в отношении образования и учености вообще, и сразу становится ясно, почему китайцы, японцы, корейцы, легче осваивают достижения других культур в отличие от мусульман.

Официально были провозглашены 6 главных составляющих в проведении политики «самоусиления»: подготовка солдат, строительство судов, производство машин, изыскание средств на содержание вооруженных сил, привлечение к управлению способных людей и решимость к долгосрочному проведению указанных выше мероприятий. Вот собственно и все. Эта линия проводилась фактически в неизменном виде вплоть до 1895 г. В разные периоды на протяжении всего времени «политики усиления» ее идеологами выступали высшие сановники Китая Ли Хун-чжан, Цзэн Го-Фань, Цзо- Цзун- тан. При этом на последнем отрезке всего периода реформ значительную роль в реформировании страны сыграл выдающийся политический мыслитель Кан Ю- вэй. Кан Ю-вэй считал, что Китаю надо повторить модернизационный опыт России по заимствованию европейских технологий. Причем ключевую роль в проведении китайской модернизации Кан Ю-вэй, приводя пример Петра I отдавал императорской власти. «Из всех стран мира, писал Кан Ю-вэй, только Россия имеет режим управления, сходный с китайским; там власть государя стоит на высоте и правление строгое…Поэтому Китай при осуществлении преобразований прежде всего должен подражать России, где Петр показал пример применения власти государя для проведения реформ».

За весь этот период помимо военно-технического перевооружения, Китай отправлял на учебу в США молодых юношей, открыл несколько высших и средних учебных заведений по западным образовательным стандартам. В стране ширился и захватывал все новые позиции в экономике западный капитал, который строил заводы, железные дороги, банки. Постепенно возникали и предприятия и компании принадлежащие китайскому частному бизнесу. Однако, отсутствие самих реформ по изменению уже абсолютно неэффективной государственной машины, очень скоро дало свои печальные результаты.

В 1885 г. Китай потерпел (далеко неявное) поражение от Франции, в войне за Вьетнам вынужден был отказаться от всех прав на него. В 1894- 1895 гг. в японо-китайской войне из-за Кореи, китайцы были разбиты и на суше и на море. По Симоносекскому мирному договору, от Китая отходили Японии, остров Тайвань, Ляодунский полуостров, острова Пэнху. Кроме этого Китай отказывался от сюзеренитета над Кореей, выплачивал ей огромную контрибуцию, открывал для торговли с Японией четыре порта и предоставлял ей возможность строить на территории Китая свои промышленные предприятия.

Все это со всей очевидностью показало беспомощность и бесперспективность политики «самоусиления». Поражением Китая воспользовались западные державы, которые навязали ряд, еще более кабальных, соглашений и договоров, предоставления в аренду больших территорий, в том числе России (Ляодунский полуостров). Империалистические державы Англия, Франция, Германия, Россия, Япония и США фактически поделили между собой территорию Китая по сферам своего влияния. Надвигалась угроза колониального захвата страны. Народное возмущение господством в Китае иностранцев достигло предела, назревал социальный взрыв. Этой ситуацией и решили воспользоваться реформаторы во главе с Кан Ю-вэем.

Ими весной 1898 г. было создано «Общество защиты государства» фактически буржуазно- чиновничья партия которая обратилась к молодому императору Гуансюю с призывом начать решительные преобразования, которые могли бы изменить традиционную структуру китайского государства-общества и спасти тем самым страну от порабощения иностранцами. Гуансюй несмотря на колебания (он находился под опекой властной императрицы-регентши Цыси) объявил о начале реформ.

Но эпоха решительных реформ направленных на создание основ буржуазного строя, начавшаяся в июне 1898 г. оказалось слишком короткой, всего 100 дней. Реформаторов не поддержало общество. Демократическая интеллигенция была очень малочисленна, а буржуазия еще не успела сформироваться. Зато консервативно-реакционные силы чиновничества во главе с императрицей Цыси опираясь на армию, арестовали реформаторов и Гуансюя. В итоге в Китае воцарилась консервативная Цы-си а Гуансюя лишили трона, а всех видных реформаторов подвергли казни.

На фоне впечатляющей государственной слабости и наплыва западных иностранцев («заморских дьяволов») в Китае стал наблюдать всплеск ксенофобских настроений. В результате чего, началось новое народное восстание ихэтуаней (1898-1900), направленное на этот раз исключительно против иностранцев. Движение под лозунгом «Поддержим Цин, уничтожим иностранцев!» обрело чудовищные насильственные размеры. Повстанцы, руководимые экстремистами превратно истолковывающие буддийские, даосистские, конфуциаские идеи громили христианские церкви, дома миссионеров, западные посольства и торговые заведения. Власти Китая не вмешиваясь, благосклонно наблюдали за побоищем иностранцев, надеясь с помощью народных масс изгнать всесильных «варваров» из Китая. Насилие в Китае над гражданами западных стран вызвало широкий негативный общественно-политический резонанс на Западе с заметным культурно-расовым оттенком. Так, кайзер Германии Вильгельм II отправляя генерала Вальдерзее, командующего интернациональным вооруженным контингентом для подавления восстания ихэтуаней, напутствовал словами: «Пощады не давать! Пленных не брать. Убивайте, сколько сможете! Как тысячу лет назад, когда гунны во главе с королем Аттилой заслужили славу, которая и сейчас в легендах и сказках вызывает ужас, так слово «германец» должно ужасать Китай в следующую тысячу лет». В результате восстание было жестоко подавлено западными державами, и в 1901 г. Китай подписал с западными странами, включая и Россию договор, по условиям которого Китай извинялся за причиненный державам ущерб, и обеспечивал им новые льготы и привилегии и обязался при этом выплатить контрибуцию.

Восстание ихэтуаней можно еще истолковать как мощный протест традиционного общества сопротивляющемуся в общем неизбежному и благотворному процессу его модернизации в современное общество. Не случайн,о это порой выражалось в лозунгах сохранения своей самобытной культуры. Что возмущало китайцев? То, что слишком беспардонно и самоуверенно вели себя европейцы в Китае, не стремясь не только китаизироваться как делали до них монголы и маньчжуры, но и не испытывали ни какого пиетета перед богатой духовной традицией страны. В этом протесте было и уязвленное гипертрофированное национальное самолюбие китайцев «низкими варварами», как веками представляли в Китае всех иностранцев.

Контреволюционный откат совершенный узкоклассовым, олигархическим правительством Цыси лишь на короткое время отсрочило падение династии Цин. Близорукая политика китайских властей, один в один, совпала и по историческому времени и по своей неадекватности и ограниченности современности с политикой последнего русского императора Николая II. В ответ на консервативно-охранительный курс правительства китайское общество стремительно радикализировалось. Цинская монархия была обречена. Нарастание тяжелого социально-экономического кризиса в стране, переросло в Синьхайскую революцию в октябре 1911 г. в ходе которой рухнул тысячелетний императорский Китай. В стране была образована буржуазно-демократическая республика с первым президентом Китая Сунь Ятсеном. Впервые в стране возникла возможность смены, не отвечающей духу времени вотчинно-государственной системы. Однако, ход исторических событий пошел по другому сценарию.

Сунь Ятсен провозгласил «три народных принципа»: национализм, народовластие и народное благосостояние. Быстро реализовав два из «трех народных принципов»-национализм (свержение власти маньчжуров и установление национального государства) и народовластие (установление парламентской республики) Сунь Ятсен столкнулся с главным препятствием- поднятия высокого уровня жизни. (народное благоденствие). Во многом помешала политическая нестабильность и развернувшаяся борьба за власть. Сунь Ятсен уступил власть Юань Шикаю, который стремился стать новым императором. Но в ходе непродолжительной гражданской войны в 1916 г. Юань Шикай был удален с политической арены, но зато на нее вышли другие военные лидеры, так называемые милитаристы, которые начали между собой непрерывную междоусобную войну. На несколько десятилетий Китай превратился в «лоскутное одеяло». Первоначально образцом для подражания новых революционных правителей Китая была Япония, как первая азиатская страна добившаяся равенства в военной и технологической мощи с ведущими европейскими державами. Китайцы даже заимствовали из японского языка многие современные термины. Однако агрессивная политика Японии по отношению к Китаю вскоре оттолкнула китайцев от Японии. Роль образца для подражания, а затем источника политической, финансовой и военной помощи после 1917 года стала играть большевистская Россия.

Можно сказать, что все частичные попытки модернизации Китая, без серьезных структурных изменений, закончились полным провалом. В стране начался очередной политический цикл упадка Китая, сопровождавшейся очередной политической децентрализацией страны, вплоть до 1949 года. Но на этот раз фаза упадка произошла вследствие необычайного в истории Китая сильнейшего внешнего вызова со стороны Запада. Вернее неспособности традиционной китайской государственной системы справится с этим вызовом, и сохранить в глазах своего народа «великодержавное лицо».