logo

5.4.Кочевые государства Средней Азии.

Кочевые тюркоязычные племена уйгуров, киргизов, киданей, монголов, казахов, туркмен и т.д. в этот период эволюционировали от патриархально-общинной, к государственно-общинной системы социальных связей. Ислам стал фактором вхождения этих племен в цивилизацию и создания государственных образований. При этом первые исламизированные кочевые государства выступали бедной периферией процветающего в то время исламского мира. В то же время исламизация кочевых народов Великой степи практически никак не отражалась на жизни и быте кочевников, продолжавших жить по кочевым традициям и нормам неписанного права. Кочевники жили за счет постоянных набегов, войн и ограбления оседлых народов. После потрясающих весь евразийский континент монгольских походов сложилось колоссальное государственное образование- Монгольская империя. Позже из ее состава выделились следующие государственные образования, где ислам стал государственной религией: государство Чагатаидов (Средняя Азия), Хулагидов (Иран, Ирак, часть Закавказья) и Золотая Орда. Следует особо сказать о удивительной имперской природе этих государств, наследников великой Монгольской империи. Монголы учились искусству государственного управления в основном на китайском примере. Они толерантно и прагматично относились к культуре покоренных народов, покровительствовали буддизму, конфуцианству, даосизму, исламу и христианству.

В отличие от оседлых народов у кочевников Великой степи сохранялись остатки «военной демократии» в виде выборности ханов, нойонов на съездах кочевой знати (обычно из одного или нескольких родов). На этих съездах-курултаях рассматривались и порой принимались важные государственные решения. Эти съезды играли роль государственного совета и в определенной степени ограничивали верховную власть правителей. Однако со временем ханы приобрели наследственную власть на всю собственность, имущество и самих людей в кочевых государствах. Постоянные грабительские войны и набеги на развитые цивилизации превращали эти государства в «паразитов» живущих исключительно за счет ограбления соседних государств и в то же время, ослабляли экономический и демографический потенциал кочевых обществ, вели их к застою и деградации. При полной милитаризации (все мужское население были воинами) кочевых обществ Востока, постоянных войнах и военной организации государственной и общественной жизни власть правителей имела деспотичный характер. Деспотизм власти в кочевых и полукочевых государствах был полным, можно даже сказать, что здесь вообще не было никакого разделения государство и общества, всех и все контролировала власть.

К XVI в. Центральная Азия (Средняя Азия), казахские и прикаспийские степи, Приуралье и Прииртышье, Хорасан (северо-восточный Иран) и север Афганистана, стал сферой господства и борьбы, многочисленных тимуридских правителей которые вели между собой бесконечные междоусобные войны. В начале XVI в., эти территории завоевал и включил в состав своего государства Мухаммед Шейбани (1499-1510). Однако после его смерти (погиб в сражении с Сефевидами), его государство было поделено между Ираном и потомками Тимура. В регионе вновь наступила междоусобная война «всех против всех». И только в середине XVI века одному из потомков шейбанидов Абдаллах-хану удалось вновь объединить ядро центральноазиатского региона, сделав своей столицей Бухару. Абдаллах-хан много строил: каналы, мосты, караван-сараи, водохранилища. При нем процветали торговля, ремесла, городское хозяйство и культура и искусство. Казалось бы, Центральная Азия вновь возвращается к своему золотому веку – «домонгольскому» периоду. Однако век Шейбанидов в Центральной Азии принесшей некоторую стабильность и процветание в регионе было недолгим. В 1599 г. после смерти последнего Шейбанида Пир- Мухаммед-хана II, в регионе воцарилась династия Аштарханидов или Джанидов (1599-1753). Правители этой династии не смогли обуздать своеволие мелких эмиров, беков, которые пользовались большой свободой от центральной власти. Постоянно возникали междоусобные войны. Слабостью правящей династии воспользовались соседи: Иран, Великие Моголы, Хива. Центральная Азия все более превращалась в огромную маргинальную зону Востока. Пустели города, исчезали целые ремесла, хирела культура и искусство. Деспотическая структура верховной власти ханов, беков, эмиров не способствовали расширению производительных сил в обществе. Купцы также как и везде на Востоке деньги вкладывали не в расширение производства, а в «кубышку» и всевозможные клады, чтобы спрятать накопленные капиталы от взора жадных государственных чиновников. Большую роль в дестабилизации региона играли кочевники Великой степи. Близость кочевых племен, приводила ранее процветающий регион к запустению. Но главной причиной отставания региона, от других регионов Востока, конечно же, явилось, отсутствие здесь централизованных государственных объединений, подобно Османской империи или Китаю.

История центральноазиатских государств XVI- XVIII вв. проходила под знаком влияния узбекских династий и узбекского этноса. Тюркоязычные и монголоязычные племена, в том числе узбеков в это время перешли от кочевого, к оседлому образу жизни. Они активно ассимилировались с представителями более древних народов Центральной Азии, ираноязычными- таджиками. И хотя государствообразующим этносом в регионе стали узбеки, таджики в свою очередь сохранили свой язык, культурные традиции. И именно они в основном составили большую долю городского населения Бухары, Самарканда.