logo search

21.7. Китайская специфика идентификаций.

Китай, по мнению Владимира Корсуна, на протяжении тысячелетий обеспечивал «запас прочности», устойчивости китайской государственности не своим могуществом, а культурой, склонной к гармонизации миропорядка и к компромиссам во имя самосохранения в любой ситуации. Концептуальным «ядром» этой культуры, ставшим «осью» традиционной шкалы морально-этических ценностей и воплощением этнополитической идентичности Китая, и по сей день служит учение Конфуция-«душа китайской цивилизации» (Б. Рассел).

Какова палитра самоощущений современного китайца, задается вопросом Владимир Корсун? По его мнению, она существует в нескольких ипостасях-измерениях. Китаец строит свой бизнес по землячески-диалектному принципу. Китаец, может исповедывать одно или несколько религиозных учений, являться гражданином социалистического Китая, других стран, или полагать себя гражданином мира со специфически китайскими элементами космополитического, но при всем при этом, он остается верен своему уникальному китайскому мироощущению. Вообще китайцев, даже в отличие от индусов (опасающихся за свою национальную идентичность) характеризует сдержанный, но устойчивый оптимизм, не только в плане своего социально-экономического будущего, но и в плане сохранения своих вековых традиций, в первую очередь, это касается конфуцианства и китайского буддизма.

Мировой кризис, конечно дал о себе знать. Но мироощущение людей измеряется не только социально-экономическими проблемами, но и проблемами сохранения своей культуры. Ведь в условиях глобализации многие культуры испытывают крайне болезненную реакцию на подрыв традиционных культурных ценностей. Однако касаясь Китая и китайской культуры, мы наблюдаем настоящий и устойчивый интерес на Западе, Востоке и России к китайской культуре и ее религиозно-этическим учениям, смыслам и духовным практикам. В мире существует растущий коммерческий спрос на такие китайские материальные и культурные продукты и бренды: пища, боевые искусства (монастырь Шаолинь), фэн-шуй, ароматерапия и фитотерапия, иглоукалывание, предметы искусства, китайское кино и многое, многое другое. Так что китайская культура не может себя считать обиженной глобализацией. Более того скорее глобализацию весьма выгодна использует китайская культура, становясь при этом все более глобальной и проводящей свою культурную экспансию.

Возникает новый вопрос, угрожает ли Китаю в ближайшем будущем, в случае продолжения масштабной вестернизации преобразования в самой китайской культуры и изменения культурного кода? Ответ, исходя из анализа множества научных публикаций о современном Китае, будет таков. Нет, на ближайшее будущее не угрожает, и скорее всего не будет угрожать. Вся тысячелетняя китайская история свидетельствовала что китайцам далеко не всегда удавалось пройти по «тонкому льду», однако китайцы, несмотря на многочисленные завоевания иноземцев, сумели сохранять свое культурное наследие и свою ставшую неким глобальным «брендом» китайскую идентичность, привнося в нее полезные заимствования. Сам по себе китайский опыт модернизации традиционной культуры, с сохранением чувства «победителя», а не «проигравшего» в модернизационном «соревновании культур» весьма поучителен для всех культур.