logo search

23.1.Закат западоцентричной модели мира.

В новом столетии, на Западе в интеллектуальной и властной среде пришло трезвое осознание того, что «время работает не на Запад», зенит его могущества, приходившейся на начало XX в., когда большинство стран всего мира в той или иной степени контролировалось Западом, безвозвратно пройден и начался неизбежный спуск вниз. Как сказал в приветственной речи в Гарвардском университете Александр Солженицын: « Причина упадка Запада- в утрате веры в собственные ценности, бунт против авторитетов-авторитета культуры и морали-тех ценностей, на которых был построен Запад». Это не означает что Запад переживает глубокий упадок и деградацию, хотя отдельные симптомы «болезни» Запада есть. Так ставить вопрос, на наш взгляд не следует. Просто весь незападный мир, разбуженный когда-то Западом и облученный его воздействием, и во многом понуждаемый последним, пришел в движение. Под воздействием Запада разрушение традиционного общества и модернизация придала ускоренный динамизм всем незападным странам и культурам. Запад все более ощущает смещение центра силы на Восток. В какой-то степени Запад, сам помог взрастить новых и опасных соперников. Но в этом и состояла удивительная природа Запада, стремится к универсализации своей революционной по сути культуры и распространения ее на все материки и страны.

Тем не менее, XXI век как и в предыдущие столетия, Запад по прежнему являясь самым активным и творческим меньшинством планеты, пытается сохранить свое главенствующее положение в мире, защищая свои интересы, называя их интересами «мирового сообщества», чтобы узаконить и легитимизировать тем самым свою политику в глазах всего остального незападного мира, составляющего большинство мира. Большие надежды Запад, возлагает на глобализацию, понимаемую с точки зрения большинства американцев и европейцев как общепланетарную вестернизацию, которая и должна служить этой цели. Именно через глобализацию-вестернизацию Запад пытается навязать всему миру свои ценности, придавая им характер универсальных, «общечеловеческих». Глобальное миссионерство Запада проявляется и в прямом финансировании демократических институтов, движений и общественных организаций во всем мире. Такая политика с точки зрения одних западных интеллектуалов (назовем для краткости их реалистами-В.Б.) и должна минимизировать уменьшение доли западного населения, экономики, военной мощи в общемировом объеме. Чтобы сделав мир прозападным и твердо разделяющий западные ценности, создав тем самым более безопасный мир именно для интересов Запада. Другие западные интеллектуалы-«идеалисты», считают что глобальная вестернизация-демократизация в интересах, не только Запада, но и всего мира, которая в результате, делает его более благополучным, справедливым и комфортным для проживания всех людей на земле. Однако грозные предупреждения Хантингтона о том что ценности Запада уникальны, но не универсальны, стали в последнее время находить все большее подтверждение не только в незападном мире, но и в самом Западе. Причем это стало проявляться даже в самом характере глобализации, которая с каждым годом приобретает незападное лицо. Наряду и по прежнему с мощным западным глобализационным «током», мы наблюдаем и восточный «ток», движения жизненных форм которые проникают на Запад, в виде мультикультурных анклавов, восточной культуры потребления и ценностей. В современном мире , пишет исследователь В. Малахов, происходит своего рода социокультурная реабилитация «Незапада»: «незападное человечество избавляется от комплекса неполноценности перед западным, а западное научается смотреть на «остальной мир» без очков экзотизма. Европоцентризм, безраздельно господствовавший в течении всего XIX и почти всего XX века, уходит в прошлое».