logo search

23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.

В настоящее время, регион Латинская Америка состоит из 34 суверенных государств и ряда зависимых территорий. Население региона по данным 2010 г. составляло 585 млн. человек. Крупнейшими региональными организациями в Латинской Америке являются: ОАГ (Организация Американских Государств); Пакт Рио -организация по вопросам безопасности; Меркосур-южноамериканский общий рынок; Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН); Андское сообщество наций (АСН) по экономическому сотрудничеству; АЛБА («Боливарианская альтернатива для Америк») проект имеющий антиамериканскую и антикапиталистическую направленность.

По мнению американского политолога и историка Парага Ханны, в отличие от азиатских стран, опирающихся на конфуцианские или исламские ценности, в Латинской Америке практически отсутствует общественный договор, закрепленный, в законах и политических институтах. Здесь отношение к политическим лидерам негативное. Сами политические деятели весьма безответственны в проведение политики реализующей общенациональный интерес. Поэтому редкое правительство дорабатывает до окончания хотя бы первого срока. В латиноамериканской культуре принято слишком терпимо относиться к «хорошей коррупции», которая, мол, облегчает переговоры и ускоряет решение дел. Отсюда- высочайшая коррумпированность в государственном управлении, при котором власть и деньги, теневое влияние считается обычным делом. И во всех демократических государствах Латинской Америки развита система кланов, блата, которые в итоге порождают невиданную коррупцию. Налицо видно явное слияние власти и бизнеса в одних руках, что свидетельствует о наличие далеко нереформированной здесь вотчинно-государственной структуры.

Кроме этого, Латинская Америка характеризуется одним из самых высоких уровней неравенства доходов, причем в Латинской Америке его масштабы значительней, чем в Африке, поскольку здесь проживает большое количество богатых людей. На другом полюсе нищеты, живут самые обездоленные жители-индейцы, вспахивающие свои крошечные земельные наделы. И, наконец, в отличие от европейцевинародов Азии, латиноамериканцам присуще невысокий уровень уважения друг к другу, о чем свидетельствует разгул преступности и нищеты.

В XXI века страны Латинской Америки так и не смогли преодолеть свою традиционную периферийность в мировой политике. В тоже время латиноамериканцы, смирившись с ролью «младшего партнера» США в целом, не могут смириться со своей «второсортностью» и питают надежды на более активную интеграцию региона с ведущими акторами планеты: США, ЕС, Восточной Азией (в первую очередь, Японией и Китаем) .

В начале XXI в. в Латинской Америке сложились 3 модели отношения к США: венесуэльское воинственное, отрицание американского доминирования в регионе и стремящегося к варианту латиноамериканского социализма (Венесуэла, Куба, Коста-Рика, Никарагуа, Боливия); дружественные отношения с США построенные на общности интересов в области экономики и безопасности по-колумбийски (Колумбия, Мексика); бразильское прагматично-избирательное сотрудничество с США, при активном собственном самоутверждении (Бразилия, Аргентина).

В целом несмотря на рост экономики Латинская Америка по -прежнему является периферийным регионом. И все ее страны, даже такие гиганты как Бразилия, Мексика лишены доступа к решению глобальных политических и экономических проблем. Есть здесь и проблемные страны. Основным узлом терроризма и наркотрафика в Латинской Америке остается Колумбия, где уже более 40 лет вооруженные сепаратистские группировки ведут борьбу с центральным правительством и контролируют до 1/3 территории страны.

Особое место в системе отношений США с Латинской Америкой занимает кубинский вопрос. Уже в течении 50 лет США ведут против социалистической Кубы жесткую политико-экономическую блокаду и причисляют Кубу к странам «оси зла», «государствам-изгоям» и стимулируют диссидентскую деятельность на Кубе.

Наиболее перспективными странами в плане развития капитализма являются Мексика, Чили, Аргентина и южноамериканский гигант, с населением в 200 млн.-Бразилия. Можно сказать, что именно в этих странах капитализм, где в большей степени (Чили), где в меньшей успешно доламывает вековую вотчинно-государственную систему, выводя эти страны на ось прогресса и глобализации. Об увеличении роли этих стран в мировой политике свидетельствует тот факт, что 3 из них: Бразилия, Мексика и Аргентина с 2008 года стали членом престижного мирового клуба G-20 («большой двадцатки»). Если для Центрально-американского региона Латинской Америки на роль лидера выходит Мексика, то в Южной Америке таким лидером является Бразилия.

Мексика является крупнейшей страной Латинской Америки (второе место после Бразилии) с населением в 110 млн. человек. Большинство населения составляют метисы испано-индейского происхождения (60%), 30%-индейцы и 9%-белые. Вхождение Мексики в 1994 г. в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА), наряду с США и Канадой позволило ей дать резкий экономический рост. Только приток иностранных инвестиций за период 1994 г. по 2010 г. в Мексику вырос в черыре раза. Причем на долю США приходится до 75 % всех инвестиций. Как и Казахстан и Россия Мексика диверсифицирует свою экономику, уходя от извечной своей опоры на единственную статью экспорта-нефть. И это Мексике удается сделать намного лучше, чем России. Некогда Мексика в основном вывозила нефть, но теперь на долю промышленных товаров приходится 80% мексиканского экспорта (сравните с Россией, где нефть и газ составляют до 60% всего российского экспорта). Тем не менее у Мексики как и у любой латиноамериканской страны схожие проблемы- наличие огромного теневого сектора в экономике; высокие показатели социального неравенства в доходах и поляризация населения особенно между жителями города и деревни; один из самых высоких уровней преступности в мире (в стране фактически идет настоящая война правительства с вооруженными бандами наркодельцов).

Бразилия уже сегодня входит в десятку стран мира с крупнейшей экономикой, однако она явно стремиться получить и такое же политическое влияние соизмеримое с ее экономикой. Цель- стать общепризнанным лидером Южной и даже всей Латинской Америки, окончательно выйти из под тени США и стать Постоянным членом Совета Безопасности ООН. Последний статус, по мнению бразильских политиков, приведет к признанию Бразилии великой державой. Однако на этом пути у Бразилии много нерешенных проблем: огромный разрыв в доходах между бедными и богатыми, между белым и цветным населением, высокая преступность и низкий уровень безопасности, коррупция и наличие огромного теневого бизнеса сросшегося с политической сферой.

В начале XXI века латиноамериканский регион медленно, но верно переживает прощание с эпохой «доктрины Монро» с ее патронированием США над регионом и ее вечным опекунством. Однако это происходит слишком медленно, как бы это не хотелось некоторым странам (например, Венесуэле). Поскольку сдерживающих факторов обретению полной самостоятельности этих стран от США, тоже не мало. Это и крайняя политическая нестабильность, отсутствие устойчивых наций в регионе, но и удаленность региона от других регионов планеты и географическая близость США, а соседей как говорят «не выбирают».

На дворе XXI век, а не XIX, или XX, зенит могущества Запада уже далеко позади. Господству Запада, над всем миром продолжавшееся без малого 500 лет приходит конец, так свидетельствуют многие исследователи на Западе, и на Востоке, и в России. Вновь, как и тысячу лет назад приходит время необъятной Азии, с ее другой системой ценностей, мировоззрением, а значит и другим мировым порядком. Сможет ли Запад это пережить и стать «нормальной» цивилизацией, перестать стремиться к рациональному переустройству всего мира, ради всеобщего блага, понимаемого исключительно с разделяемых на Западе ценностей, покажет время? Но пока как пишет американский исследователь Ричард Осборн: «…многие из нас по-прежнему считают, что у Запада есть священный долг, который состоит в распространении его прямолинейных, универсалистских, «прогрессивных» методов правления, хозяйствования, образования, поддержания порядка, правосудия и нравственности -в том, чтобы сделать их принадлежностью каждого сообщества и каждого государства на планете. Неудобная правда, от которой нужно перестать отворачиваться, заключается в том, что для человеческого рода такая установка представляет не меньшую угрозу, чем завоевание силой оружия. Если бы мы честно посмотрели в глаза этой правде, мы бы помогли бы сделать нашу цивилизацию по-настоящему осмысленной».

Вопросы для самопроверки и самоконтроля:

  1. Что говорит о закате западоцентричного мира и вступлении Востока в фазу мирового могущества?

  2. Каким образом США использовали нападение террористов 11 сентября 2011 года, в проведении широкомасштабной экспансии на Ближнем Востоке?

  3. В чем кардинальное отличие между глобальной политикой США и Европы?

  4. В чем вы видите ключевые ошибки в проведении внешней политики Джорджа Буша (младшего) в начале XXI века?

  5. В чем причины негативного отношения к США у населения Азии, Африки, Латинской Америки, Европы?

  6. Насколько на ваш взгляд оправдана стратегия насильственного внедрения демократии и свержения недемократических, а порой и бесчеловечных режимов? Ведь при этом обычно руководствуются благими намерениями? Как здесь будут соотноситься цель и средства достижения? Ваши рассуждения?

Основная литература

1. Вавилов А.И. Политика США в мусульманском мире на примере арабских стран. Опыт критического анализа.- М.: Библос консалтинг, 2009.

2.Современные международные отношения и мировая политика: Учебник.-М.: Просвещение: МГИМО, 2004.

3.Современная мировая политика: Прикладной анализ.-М.: Аспект Пресс, 2009.

4.Кагарлицкий Б.Ю. От империй-к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации.-М.: Изд. Дом Гос. Ун-та-Высшей школы экономики, 2010.

5.Осборн, Р. Цивилизация. Новая история западного мира/ Роджер Осборн; пер. с англ. М. Колопотина.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.

6. Уткин А.И. Вызов Запада и ответ России. (Серия: Национальный интерес.) - М.: Алгоритм, 2002.

Дополнительная литература

1.Ханна П. Второй мир/ Центр исследований постиндустриального общества; Вступ. Статья В.Л. Иноземцева.-М.:. «Европа», 2010.

2.Кулагин. В. М. Международная безопасность: Учеб. пособие.-М.: Аспект Пресс, 2006.