23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
Для всего Запада, XXI век начался с события 11 сентября 2001 года потрясшего Америку до основания которая она не испытывала со времен Перл-Харбора (нападения Японии на американский флот) в 1941 г. В стране, мучительно переживавшей трагедию нападения исламского террористического интернационала, возобладали «ястребы», которые увидели в этой трагедии по словам министра обороны Д. Рамсфельда, «новый шанс на преобразование мирового устройства». Для неоконсервативных кругов американской администрации Д. Буша брошенный вызов и сама возможность поквитаться за 11 сентября явилось по сути, чудесной находкой. Поскольку для осуществления американской панидеи установления глобального мира «по американски», явно не хватало собственной энергетики и наступательной силы, но главное необходим был образ врага. И эта роль была отведена исламистско-фундаменталистской идеи построения всемирного халифата в ее радикальной версии– «исламского терроризма».
США, поставили для себя задачу по наведению «порядка» в виде уничтожения террористических гнезд (в Афганистане, Судане и т.д.) смены авторитарных и антиамериканских режимов (Иран, Ирак, Сирия, Ливия и т.д.) и установления там «демократий» под американскую копирку. Причем все эти задачи были объединены в одну глобальную и проходили под лозунгом борьбы с «международным терроризмом». В рамках этой глобальной задачи была поставлена не менее грандиозная задача: демократизации мусульманского «Большого Ближнего Востока», так называемой «дуги нестабильности» протянувшейся от Марокко до границ Китая. Исходя из этой задачи, Америка, таким образом, открывала целую эпоху войн под девизом новых «крестовых походов» самой прогрессивной Цивилизации против всемирного Царства Архаики и Нового Варварства в виде радикального исламизма и фундаментализма. Дух борьбы с «новым варварством» и желание распространения американских демократических ценностей на весь мир у американского правящего неоконсервативного класса было столь сильно, что даже в среде американской элиты, неоконсерваторы во главе с Бушем получили прозвище «революционеров от капитализма».
Европейцы вначале поддержали своего ключевого союзника, оказав США моральную, материальную и военную поддержку в Афганистане осенью-зимой 2001-2002 гг. Но в то же время, ряд ключевых союзников США- Франция и Германия, отказались поддержать иракскую авантюру Вашингтона в 2003 г. и осудили ее. И, несмотря на первоначальные планы американских неоконсерваторов, вслед за Афганистаном и Ираком, новые победоносные войны не последовали. И главной причиной этому явилась то, что США и их западные союзники надолго «увязли» в партизанско-террористической войне, как в Ираке, так и Афганистане. И когда в Америку с пугающей возрастающей динамикой последовали гробы, настроения простых граждан стало меняться по отношению к войнам ведущих правительством, с положительного на резко отрицательное. Американцам всегда было свойственно болезненное отношение к человеческим потерям, это сразу проявилось в многочисленных антивоенных маршах и митингах американских городов. Становилось ясным, что на дальнейшие войны под девизом «установления демократии» в мусульманских странах, ни народ США, ни европейские союзники по НАТО, не готовы.
Силовая операция по смене режима Саддама Хусейна в Ираке весной 2003 года, прошедшая быстро и успешно привела, тем не менее к первому за последние 60 лет расколу в «западном стане». Против изначально нелегимной с точки зрения международного права, военной американо-британской операции под кодовым названием «Шок и трепет», выступила Франция и Германия, являвшиеся союзниками США. Оккупация Ирака, односторонние действия Вашингтона и его жесткая конфронтационная риторика в духе: «Кто не с нами, тот против нас», привели к невиданному всплеску антиамериканизма во всем мире. Россия решительно осудила действия США, на международной арене и к этой позиции впоследствии присоединилось большинство членов международного сообщества. Франция, Германия и Россия создали «политический триумфират», явно направленный против политики Вашингтона. В связи с чем, политологи в открытую заговорили о скором распаде НАТО и появлении новой Антанты, с участием России. Возможный раскол Запада привел бы к скорому крушению западоцентричного мира, перед лицом новых вызовов Западу в виде пассионарного исламского мира, коммунистического Китая и укрепляющей свои международные позиции России. Эту опасность осознали ведущие политики Запада, которые буквально через пару лет преодолели свои разногласия. Причем во многом этому способствовала смена политического руководства в ведущих европейских странах, Германии и Франции. Здесь, критично настроенные к США государственные деятели Г. Шредер (Германия), Ж. Ширак (Франция), сменились на лояльные Вашингтону государственных лидеров, А. Меркель и Н. Саркози. Таким образом единство в рядах Запада было вновь восстановлено, но как говорится «осадок остался».
Восьмилетнее президенство Д.Буша (2000-2008 гг.), высветило немало проблемных вопросов и расхождений между ЕС и США, несмотря на тесные союзнические отношения в рамках НАТО, наличие общих разделяемых ценностей и стратегическое партнерство в экономической и политической сферах. Каковы они? Во-первых, эти вопросы касаются урегулировании кризисов в «горячих» точках. США склонны прибегать к силе, тогда как Западная Европа предпочитает до конца использовать дипломатические средства. Это ярко проявилось во время иракского кризиса 2003 года. Во-вторых, «наступательность» США и «пассивность» Европы. Америку в отличие от Европы отличает дух пассионарности и мессианского стремления распространять (включая и силой) западные ценности и демократию (читай, по американски) по всему свету. В то время как европейцы лишены этого духа и в большей степени склонны к лишь к «морализаторству» тех стран и режимов которые нарушают права человека. В третьих, Европа стремится во всем руководствоваться международным правом, а США зачастую сколонны им пренебрегать, исходя из приоритета национальных интересов (примеры: неподписание США Киотского протокола о загрязнении окружающей среды, Международного уголовного суда и многое другое-В.Б.). В четвертых, интересы европейцев ограничены преимущественно европейским регионом и сопредельными с ними странами, в то время как интересы Америки носят глобальный характер. Поэтому, сегодня между двумя стратегическими союзниками постоянно происходят «пикировки» по вопросу о пребывании войск НАТО в Афганистане. Когда американцы требуют от своих партнеров по НАТО увеличить долю своего военного контингента в Афганистане, то они всякий раз наталкиваются на упорное сопротивление европейцев. Последние не желают не только увеличивать там свои контингенты, но и вообще хотят поскорее вернуть оттуда своих солдат. Европейцы искренне не понимают, за какие там интересы они должны проливать свою кровь за тысячи километров от своего дома, пытаясь «оцивилизовать» мусульманских «дикарей». К тому же европейцев больше всего беспокоит дальнейшая судьба «общеевропейского дома»-Евросоюза, вследствие экономического кризиса в Греции и других странах Европы, чем амбициозная внешняя политика. Однако для Америки, не утратившей своей мессианской миссии в глобальном распространении основ демократии и цивилизованного рынка, такой вопрос вообще не стоит. США давно негласно присвоила себе роль преобразующего Бога в мировой истории, везде и всюду стараясь всячески содействовать прогрессу (так как понимают это американцы) и бороться с варварством во всех его проявлениях.
Но и в Америке, наконец, осознали, что глобальная война с террором, обернулась для США потерей доверия среди европейских союзников, новым ростом исламского экстремизма и терроризма и формированием антизападной фронды из стран Китая, России Ирана, ряда государств Латинской Америки. Стало ясно, что реализовать глобальный проект демократизации «Большого Ближнего Востока» силами самой Америки просто не возможно. Становилось также ясно и то, что без тесного военно-политического союза с Европой, Америке в одной, не удержать свою главенствующую роль в мире. Но для этого следовало бы отказаться от высокомерной по отношению к европейцам и односторонней политики Вашингтона, пытаться в одиночку наводить «порядок» в самых беспокойных регионах планеты и в первую очередь на Ближнем Востоке. Отсюда, по мнению американского политолога Бжезинского, главный вывод для Америки должен быть таков: признать критическую важность взаимовыгодного и постоянно укрепляющегося американо-европейского партнерства. Только в таком взаимовыгодном, хотя и ассиметричном союзе, Америка может сохранять свою сверхдержавность а европейцы будут надежно защищены от всех возможных угроз. В отношении Европы Бжезинский уверен, что европейцам не стоит ссориться с американцами, которые их защищают от потенциальной угрозы со стороны России, исламского мира, или Китая. Другими словами, американцы и европейцы должны крепить дружбу и союзничать друг с другом, причем в этом союзе США как активная и «волевая держава», должна быть ведущей силой, а Европа, ведомой. Именно в этом и заключалась внешнеполитическая стратегия нового президента Барака Обамы. И надо сказать, что в период правления Б. Обамы Америка во многом восстановила пошатнувшийся авторитет в мире, а также, вернула доверие своих европейских союзников.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.