21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
Сам процесс поиска и обретения социальной самоидентификации играет основную роль в формировании мотивации деятельности людей, отдельных обществ, для решения всех общественных задач и стабильного развитии любого государства-общества.
«1990-е годы»- как утверждал Самуил Хантингтон,-«увидели вспышку глобального кризиса идентичности. Почти везде, куда ни посмотри, люди спрашивали себя: «Кто мы такие?» «Откуда мы?» и «Кто не с нами?». Эти вопросы были центральными не только для народов, пытающихся построить новые национальные государства, как в бывшей Югославии, но и для многих других. В середине 90-х среди стран, где активно обсуждались вопросы центральной идентичности, были Алжир, Канада, Китай, Германия, Великобритания, Индия, Иран, Япония, Мексика, Марокко, Россия, ЮАР, Сирия, Тунис, Турция, Украина и Соединеные Штаты». С точки зрения С. Хантингтона, глобальный кризис идентичности совпал по времени с окончанием холодной войны и началом поистине революционного этапа в мировой истории, получившего название глобализационного.
Переход от преимущественно локально-региональной эпохи всемирной истории раннего и зрелого Модерна, к современному глобализационному состоянию позднего Модерна и формирования культуры Постмодерна, выразилось в общем кризисе идентичности, как на индивидуальном, этническом, страновом, так и на межрегиональном уровнях. В период глобализации особенным трансформациям подвергаются и национальные идентичности всех государств, как Запада, так и Востока. Как известно, глобализация сопровождается одновременным, и крайне противоречивым процессом симбиоза разновекторных тенденций: с одной стороны, всеобщей универсализаций и интеграцией обществ, с другой стороны, так называемой «локализацией», то есть раздроблением и размельчением обществ. Поэтому один вызов для национальной идентичности, будет исходить от действия глобальных и региональных институтов и «интегрий» (например, европейская интеграция, или арабская «солидарность»), которые своими объединительными процессами подрывают национальный суверенитет и связанную с ним национальную идентичность. А другой, вызов нации-государству бросают всякого рода дезинтеграционные процессы в современном мире: этнический, религиозно-общинный и родо-племенной сепаратизм (особенно в Африке). Последние, также подрывает национальные общности и связанные с ней более или менее устойчивые национальные идентичности, и угрожают разрушению наций-государств во всмем мире.
Массовые миграции неизбежный атрибут глобализации стал серьезным вызовом для сохранения устойчивых этнических, национальных и цивилизационных идентичностей, как на Западе, так и на Востоке. Но в большей степени это коснулось позднеиндустриальный Запад, поскольку миллионы людей из незападных стран лишенных средств к существованию, бесконечным потоком «потекли» в самые комфортные для проживания государства, к тому же востребованные на дешевую рабочую силу. Появление еще в 70-80-е гг. XX в., в западных странах большого количества представителей других культур и цивилизаций, которые в свою очередь, стали проживать компактными этнокультурными общинами привело к образованию так называемых «мультикультурных обществ». В основе мультикультурализма лежит усвоение мигрантами новых идентичностей, но при сохранении старых.
Миллионы переселившихся в США или Европу турок, индийцев, иранцев, пакистанцев, китайцев, латиноамериканцев, особенно во втором поколении, идентифицируют себя как американцы, британцы, немцы, французы, хотя при этом не порывают связи со своими этническими общинами, сохраняют многие традиции и обычаи предков. В тоже время культурная гибридизация нередко вызвана желанием добиться «равного» во всех отношениях положения с коренными гражданами западных стран. Но здесь вступают в действие этнокультурные и психо-эмоциональные нормы и установки, которых не удается усвоить вновь прибывшим иммигрантам. И они все равно остаются во многом «чужими», не усвоившими до конца новые идентичности и не переплавившись в коренных жителей. Полному преодолению культурных границ не способствуют даже смешанные браки. Дети от смешанных браков (например, брак англичанина и индийца) наследуют от обоих родителей обе этнические и культурные идентичности. В результате этого культурная гибридизация в мире только умножается. Мультикультурализм влияет и на формирование так называемого «мультикультурного гражданства».
Суть концепции «мультикультурного гражданства» заключается в том, что каждый человек имеет право на свою идентичность, помимо той, что господствует в государстве, где он в настоящее время проживает. Например, можно быть мусульманином (а также алжирцем, мавританцем и т.д.) и в тоже время- испанцем, индусом и в то же время -британцем, французом и т.д. То есть речь идет о множественной культурной идентичности в условиях предоставления какого-то определенного политического гражданства французского, или немецкого. Однако такое столь разнородное общество лишено каких-то общих исторических и культурных привязанностей и системы ценностей, что неизбежно приводит к множеству культурных и этноконфессиональных конфликтов.
Чем объяснить такую политику «мультикультурного гражданства» в западных странах? Главной причиной стало невозможность быстро и беспрепятственно растворить и интегрировать в западное сообщество миллионы приезжих иммигрантов из принципиально других, незападных культур. Отсюда была выбрана политика более длительной по времени и мягкой по форме, политика ассимиляции в принимающую страну, нацию представителей других культур и этноконфессиональных общностей. Но, в конце концов, предполагалось все же «переплавить» в западные национально-государственные общности миллионы приезжих с Востока, или так называемого Юга. Однако на практике этого не произошло. Приезжие мигранты вовсе не собирались ассимилироваться и интегрироваться в столь чуждую для них культуру принимающей страны исходя из их господствующей системы ценностей. К тому же либеральное западное законодательство позволяет пришлым этническим общностям в основном из мусульманского Востока вести достаточно автономную жизнь (свои диаспоральные кварталы, молитвенные дома), традиционного типа но взаимодействуя при этом с современными светскими жизненными укладами западного населения. Складывается любопытная картина, когда носители столь разных культур (традиционной и модернизированной) проживают в одних государствах и мегаполисах, образуя тем самым конгломератное сообщество, в котором и Запад и Восток и Традиция и Модерн живут и соседствуют вместе.
Политика мультикультурализма могла бы привести к еще довольно длительному более или менее мирному сосуществованию западных современных и восточных традиционных культур в рамках конгломератных обществ, если бы не события 11 сентября 2001 года, которые грянули как гром среди ясного неба и казалось бы подтвердили мрачные прогнозы С. Хантингтона о неизбежном конфликте различных культур и цивилизаций. Парадоксом является тот факт, что несмотря на то что глобализацию часто на Востоке и в России называли расширенной вестернизацией, мощным орудием Запада по якобы сознательному «подрыву» всех незападных культур в мире, но именно глобализация в настоящее время больше всего поражает культурное ядро самой евро-атлантической цивилизации и в первую очередь, США. Америка и Европа в настоящее время столкнулась с сильнейшим кризисом национально-государственной и цивилизационной идентичности и столкнулась с опасным для себя внутрицивилизационным вызовом.
После американских терактов и после множества других терактов в европейских городах и столицах (например, теракты в Лондоне в 2007 г.) совершенных исламскими экстремистами, многие из которых были европейскими гражданами в Европе в открытую, заговорили о крахе политики мультикультурализма. Германию буквально в октябре 2010 г. «взорвала» книга Тило Сарацина «Германия самоликвидация», в которой выразил огромную тревогу большинства коренных немцев наплывом иммигрантов из арабских стран и Турции и возможной мусульманизацией страны. Ситуация в других европейских странах оказалась не лучше, причем самая большая арабо-мусульманская диаспора, около 7 млн. человек, сформировалась во Франции, где произошло наиболее массовое и открытое противостояние двух культур, архаичной арабской по происхождению и модернизированной, французской. Уличные беспорядки, устроенные во Франции арабоязычной молодежью в 2005 г. всколыхнули и взбудоражили французское общество, выдвинув иммигрантскую проблему на уровень публичных дебатов. В 2006 г. произошел так называемый карикатурный скандал, который заставил говорить о себе как начале «холодной войны» между Западом и арабо-мусульманским миром, в духе концепции «столкновения цивилизаций». Конфликтность в Европе вызревала давно, но только в настоящее время она проявилась в полную силу. Сутью, этого конфликта явилось, все нарастающее противостояние между, с одной стороны, либеральной и, толерантной (расщеплено-размытой) идентичности культуры Постмодерна европейцев и устойчивой, простой, религиозно-единообразной идентичностью «пришлых»-мусульман. Политики и главы государств Германии (Меркель), Франции (Саркози), Великобритании (Кэмерон) в открытую вынуждены были признать что политика мягкой адаптации и ассимиляции традиционных укладов мусульманского населения к современным модернизированным западным обществам не оправдалась. А между тем ширится поток мусульман иммигрантов (в основном нелегалов) в Европейские страны и США. Особенно вырос этот поток после революционных событий на арабском Востоке и гражданской войны в Ливии в 2011 году. Сегодня по некоторым данным население мусульман, только в европейских странах составило по одним данным 23 млн., по другим до 30 млн. человек. Предполагается, что число мусульман в Европе удвоится к 2025 году, а в 2050-м, по примерным расчетам, достигнет 20% населения. К тому же европейцев пугает, тот факт, что в случае вступления Турции (а там до 70 млн.) в Евросоюз, мусульманское население будет еще значительно больше.
Такие перспективы пугают Запад, к тому же мусульмане иммигранты в Европе фактически отказываются интегрироваться в западное общество, сохраняя исламскую идентичность. Весь Запад оказался перед сложным выбором: продолжать политику мультикультурализма на прежней основе, широкой межцивилизационной интеграции в свое сообщество, или ограничиться интеграцией только цивилизационно близких культур в рамках еврохристианской традиции. Время покажет, какая тенденция станет определяющей.
- Глава 1.Глобально-стадиальная (формационная) и цивилизационные теории в изучении исторического процесса.
- 1.1.Европоцентристские линейные концепции прогресса в XVIII-XIX вв.
- 1.2. Марксистская и постмарксистская формационная концепция и ее критика.
- 1.3. Цивилизация и культура как категории и предметы научного анализа.
- 1.4. Культурно-историческая и культурно-материалистические школы цивилизационной теории и их критическое осмысление.
- 1.5. Интегрализм и синтез формационного и цивилизационного подходов.
- Глава 2. Цивилизации-империи Древнего Востока. Вотчинно-государственная система.
- 2.1. Цивилизационные миры Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии и Палестины.
- 2.2.Древнеиндийская цивилизация.
- 2.3. Древнекитайская цивилизация.
- 2.4.Особенности менталитета и мировоззрения Древнего Востока.
- 2.5. Основные черты и сущность вотчинно-государственной системы на Востоке.
- 2.6.Эллинизм как смешанный тип государства-общества на Востоке в эпоху античности.
- Глава 3.1.Античный мир (государство, общество, культура) Древней Греции и Древнего Рима.
- 3.1.Основы древнегреческой (античной) культуры и мировоззрения.
- 3.2.Римская цивилизация и культура.
- 3.3. Древнегреческое государство-общество и античный универсализм.
- 3.4.Римская империя: путь к величию и ее крах.
- Глава 4.Проблематика феодализма на Западе и Востоке.
- 4.1. Сущность и характерные черты европейского феодализма.
- 4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.
- 4.3. Был ли феодализм на Востоке?
- 4.4.Христианизация Европы: мировозрение и церковь.
- 4.5. От Возрождения к Реформации.
- Глава 5.Цивилизации, государства и общества мусульманского средневекового Востока.
- 5.1.Ислам и арабы.
- 5.2.Османская империя в средневековье.
- 5.3.Средневековый Иран.
- 5.4.Кочевые государства Средней Азии.
- 5.5. Индия при мусульманских завоевателях.
- Глава 6.Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Малайзия и Индонезия) в средневековую эпоху.
- 6.1. Средневековый Китай.
- 6.2.Япония в эпоху средневековья.
- Глава 7. Православные государства-общества Византии и Руси-России в средневековый период.
- 7.1.Византийская империя.
- 7.2.Исторические особенности формирования государственности у восточных славян.
- 7.3.Особенности древнерусской федерации в XII-XIII вв.
- 7.4.Древнерусская политическая система и феодализм.
- 7.5.Влияние на Русь Орды и установление вотчинно-государственного строя в Московской Руси.
- 7.6. Формирование идеократического (православно-этатистского) политического режима в Московском государстве.
- 7.7.Московия: от Смуты к церковному расколу.
- Глава 8. Европа в XVII-XVIII веках.
- 8.1.Образование первых буржуазных в Европе государств; Голландии и Англии.
- 8.2. Франции и другие страны Европы в эпоху абсолютизма.
- 8.3.Европейское Просвещение и буржуазная революция во Франции.
- Глава 9. Россия в XVIII веке.
- 9.1. Общая оценка реформ Петра I.
- 9.2.Реформы государственного управления при Петре I.
- 9.3.Сущность евроазиатской модернизации в России в XVIII веке.
- 9.4.Российская империя: от Екатерины II к Павлу I.
- Глава 10.Западный колониализм в странах Азии и Африки в XVI- XIX вв.
- 10.1.Европейский торговый колониализм XVI-XVIII вв.
- 10.2.Оккупационный колониализм европейцев в странах Востока в XIX в.
- 10.3.Колонизация Африки.
- 10.4.Колониализм как способ модернизации традиционных обществ. За и против?
- Глава 11. Европа в XIX- начале XX вв. Рождение индустриальной цивилизации.
- 11.1.Индустриальный триумф Англии в первой половине XIX в.
- 11.2. Западный тип общества и нации эпохи раннеиндустриальной стадии капитализма.
- 11.3.Западный империализм, национал-шовинизм и милитаризм на рубеже XIX- XX вв.
- Глава 12. Латинская Америка и сша: два пути исторического развития.
- 12.1. Доколумбова Америка.
- 12.2.Борьба народов Латинской Америки за свою независимость. Особенности политического и социально-экономического развития региона.
- 12.3.Рождение буржуазного государства сша.
- 12.4.Путь Америки к лидерству в западном мире.
- Глава 13.Российская империя в XIX – начале XX вв.
- 13.1.Имперская политика и управление на окраинах.
- 13.2.Дореформенная Россия.
- 13.3.Буржуазные реформы 60-70-х гг. И их сущность.
- 13.4. Царская Россия на пути к политической и социальной катастрофе (1881-1917).
- 1.А.С.Орлов, в.А.Георгиев, н.Г.Георгиева, т.А.Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – м., 2008.
- 2.История человечества. Том VIII. Россия. Под обшей редакцией а.Н.Сахарова при участии а.Н.Боханова в.А.Шестакова. 2003.
- 3.В.П.Семин Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Гаудеамус,2007.
- Глава 14.Общее и особенное в модернизационных процессах в независимых странах Востока, в XIX- начале XX вв.
- 14.1.Капиталистическо-колониальный вызов Запада и попытки модернизации Востока в XIX веке.
- 14.2.Египет.
- 14.4. Иран в XIX-начале XX вв.
- 14.5.Цинский Китай в XIX- начале XX вв.
- 14.6. Модернизация Японии в XIX- начале XX вв.
- Глава 15. Запад в XX веке. Расцвет индустриального государства-общества.
- 15.1.Запад между Первой и Второй мировыми войнами.
- 15.2.Запад в годы «холодной войны».
- 15.3. Вступление Запада в позднеиндустриальную фазу развития капитализма.
- 15.4. Западный однополярный мир в 90- гг. XX века.
- Глава 16. Восток и Советская Россия в мировой политике в период между двумя мировыми войнами.
- 16.1.Сущность восточной политики Советской России в 20-30- годы.
- 16.2.Исламский мир до 1945 года.
- 16.3.Южная и Восточная Азия в годы Первой и Второй мировых войн.
- Глава 17.Советский период российской государственности (1917-1991).
- 17.1.От Февраля-Октября 1917 г. К нэПу.
- 17.2.Сущность и характерные черты марксистско-индустриальной вотчинно-государственной системы в ссср в 30-40-50-гг.
- 17.3.Кризис марксистской вотчинно-государственной системы в ссср.
- 17.4.Перестройка и распад ссср (1985-1991 гг.)
- Глава 18. Азия и Африка в системе международно-политических связей в период холодной войны.
- 18.1.Процесс деколонизации Восточной и Южной Азии. Выбор путей развития.
- 18.2.Освобождение Африки и африканский путь развития в условиях двухполюсного миропорядка.
- 18.3.Арабо-мусульманский мир между Западом и советско-социалистическим блоком.
- Глава 19. Трансформация азиатских и африканских государств-обществ во второй половине XX века.
- 19.1. Особенности восточного колониального капитализма.
- 19.2. Основные модели модернизаций государств-обществ Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии во второй половине XX века.
- 19.3.Модернизация мусульманского Востока во второй половине XX века.
- 19.4.Африканский социалистический модернизационный эксперимент во второй половине XX века и его крах.
- Глава 20. Россия в 1992-2011 годах. Бюрократически-олигархическая модель капитализма.
- 20.1.Положительные и отрицательные аспекты рыночных реформ 90-х гг. XX века.
- 20.2. Особенности номенклатурно-олигархического режима в России в 90-е гг. XX века.
- 20.3.Окончательное оформление вотчинно-государственной капиталистической системы в начале XXI века.
- 20.4.Политический режим «Тандема» в России и российское общество в начале 2000-х гг. XXI века.
- Глава 21.Мультикультурализм и проблематика идентичности в современном мире.
- 21.1.Кризис идентичности в условиях глобализации и мультикультурализм.
- 21.2. Проблематика идентификации на Востоке и Западе.
- 21.3.Проблематика идентичности в Африке.
- 21.4.Латиноамериканские проблемы идентичности.
- 21.5. Исламская религиозная идентичность на современном этапе.
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 21.7. Китайская специфика идентификаций.
- 21.8.Японский гармоничный опыт синтеза Модерна и Традиции.
- 21.9.Западный тип идентичности сша и Европы.
- Глава 22. Проблематика цивилизационной и национальной идентичности современной России.
- 22.1. Современная национальная идентичность России как «слоеный пирог» идентичностей.
- 22.2. Образ России как «Другой Европы».
- 22.3. Идентификация «особого пути» России.
- 22.4.Россия как уникальная ветвь европейской цивилизации.
- Глава 23.Запад и страны Латинской Америки в мировой политике начала XXI века.
- 23.1.Закат западоцентричной модели мира.
- 23.2. Проект сша по «демократизации Большого Ближнего Востока» и его крах.
- 23.3.Попытка консолидации Запада в президентское правление в сша Барака Обамы.
- 23.4. Латинская Америка в мировой политике в начале XXI века.
- Глава 24.Страны Востока и Африки в мировой политике XXI века. 24.1.Восток как активный актор в мировой политике XXI века.
- 24.2.Япония, Китай, Индия в мировой политике начала XXI века.
- 24.3.Ислам как коллективный актор в мировой политике.
- 24.4.Африка в мировой политике и экономике.
- Глава 25.Россия в мировой политике в 90- гг. XX - начале XXI вв.
- 25.1.Внешняя политика России в 90-е гг. XX века.
- 25.2. Запад и постсоветское пространство во внешней политике России в начале 2000-х гг.
- 25.3. Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
- Рубежный тест № 2. (примеч. В тесте могут быть два правильных ответа)
- 4. Это задание включает в себя написание самостоятельного аналитического эссе по указанным темам.
- 5. Итоговая форма контроля-экзамен.