logo search

7.1.Византийская империя.

Византийская империя как восточная часть некогда единой Римской империи, в период своего наивысшего расцвета в VI в. включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, Кипр, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Аравии, Месопотамию, Армению, южное побережье Крыма. Будучи расположенной на двух ключевых континентах-в Европе и Азии, делали из Византии роль главного цивилизационного моста между Западом и Востоком. Византийское государство играло выдающуюся роль в международной жизни средневекового общества, как Запада, так и Востока. В течении веков менялись главные враги и союзники Византии. В раннее средневековье основная опасность грозила империи с востока и севера-со стороны Сасанидского Ирана, варваров-гуннов, готов, авар, славян. Позднее в середине VII в. их сменили арабы, которым впрочем, не удалось сломить мощь Византии. С IX в. на империю с востока надвинулись турки-сельджуки, с запада империи с постоянно стал угрожать Латинский Запад во главе с папами, итальянцы торговых республик Венеции и Генуи, а также рыцари-крестоносцы. Тем не менее, несмотря на непрекращающийся натиск и заметное уменьшение своих владений византийцам долгие века удавалось сохранять основное ядро империи.

Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, смешение греко-римских и восточных традиций с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Вместе с тем Византия взяла от Рима, деспотичного Востока и античности далеко не самые выигрышные черты: от позднего Рима имперское сознание и универсализм культуры, гедонизм; от Востока-деспотизм власти; от христианства-аскезу, ригоризм и нетерпимость к инакомыслящим, а также установку на изначальную греховность человека, как перед Богом, так и перед властью. Это во многом предопределило смешанный тип византийского общества имевшего как западные (античные), так и восточные черты, в результате чего исторический путь развития Византии, оказался во многом отличным от судеб, как Востока, так и Запада.

Феодальные отношения в Византии начали развиваться относительно поздно и сильно отличались от классических образцов Запада. Для Византии было характерно более длительное, чем на Западе сохранение рабовладения; более широкое распространение свободной крестьянской сельской общины; отсутствие феодальной раздробленности; наличие государственной собственности на землю; слабое развитие вассальной системы по сравнению с Западом; большее подчинение государству городов и знати; византийский император (василевс), как и на Востоке был облечен неограниченной законодательной, исполнительной и судебной властью. С самого начала союза церкви с государством господствующее положение принадлежало императору, который считался главой церкви (цезарепапизм). Все это говорило о том, что Византия имела много сходства с Востоком. Поэтому можно говорить о преобладании здесь восточной вотчинно-государственной системы. Парадоксально, но своего высшего расцвета города Византии, как и сама византийская цивилизация, достигли не в конце, а в начале своей истории. Это во многом объяснялось тем, что в отличие от Западной Европы, города Византии не были разрушены варварами. Но уже с XII века, экономическое превосходство, притом окончательно, переходит к государствам Западной Европы. Со второй половины XIII империя вступила в полосу быстрого упадка. Кроме того, с начала XIV в., Византии противостоял могущественный и безжалостный враг-Османское государство, которое усилило натиск на владения в империи, сеяло раздоры в императорской семье, поощряло противостояние греческих и латинских феодалов. Турецкая угроза, крайне тяжелое внутреннее положение, заставило Византию обратиться за помощью к ранее заклятому врагу, к Западу. 6 июля 1439 г. во Флоренции состоялось заключение унии между католической и православной церквями. Однако попытка модернизировать догматику православия и признать главенство римского папы, встречена была в византийском обществе отрицательно и к тому же, была запоздалой попыткой. Империя была обречена, а Запад так и не помог Византии. 29 мая 1453 г. под ударами турок-османов во главе с султаном Мехмедом II, Константинополь пал. Византийская империя (восточная половина Римской империи) прекратила свое существование, а Константинополь превратился в Стамбул и стал столицей могущественной Османской империи.