logo search

4.2. Западноевропейские монархи и крестовые походы.

В результате сочетания франко-германского, римского и христианского начал сформировалась средневековая европейская цивилизация. Самыми сильными государствами в Западной Европе в ранний средневековый период было королевство германоязычных франков, которые в правлении Карла I Великого (742-814) объединили под своим скипетром территорию Франции, Северной Италии и Германии. В 800 г. Карл провозгласил себя императором огромного христианского государства. Однако уже в 843 г. эго внуки подписали Верденский договор о разделе на три части империи: французского, германского и итальянского королевств. И если французское королевство под династией Капетингов продолжало дробиться на более мелкие феодальные и самостоятельные государства, то в Германии возобладала линия на интеграцию всеобщей христианской европейской империи. Новая Священная Римская империя в центре Германии образовалась в 962 г. и ее первым императором стал германский король Оттон I (936-973). Однако в условиях господства феодализма все государственные образования в Европе, в том числе и новая (Священная Римская империя) империя представляли собой абсолютно нецентрализованные государства, где главные правители: императоры и короли всего лишь были «первые среди равных» в глазах феодальной знати. Наиболее известным германским императором был Фридрих I Барбаросса (1152-1190), прозванный Рыжебородым. Однако все эго имперские планы, в итоге, в частности завоевать Италию потерпели крах. А сам он погиб в третьем крестовом походе в Малой Азии. Наверное, самым образованным из всех европейских средневековых монархов (если не самый образованный в тогдашней Европе) был внук Барбароссы, Фридрих II-германский император (1212-1250). Фридрих II знал греческий, арабский и латинский языки. Он в частности в Италии основал много школ, открыл университет в Неаполе, и даже не смотря на строжайший запрет церкви, занимался анатомией человека. Его правление отмечено самой тяжелой и кровопролитной войной с папой римским в борьбе за власть.

Самым значительным явлением политической и социальной жизни европейского средневековья были крестовые походы. Крестовые походы- серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных»-мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако поздние крестовые походы (XIII в.) велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, православных государств Руси и Византии, подавления еретических и антиклерикальных восстаний в Европе (катары, гуситы, альбигойцы, вальденсы) или решения политических задач пап. Первый крестовый поход для освобождения Иерусалима от мусульман состоялся в 1096 г., а последний (девятый) в 1271-1272 годах. В XIV и XV веках крестовые походы предпринимались по призыву римским пап, против гуситов и турок-османов. В ходе крестовых походов появились духовно-рыцарские ордена, в которых была предпринята попытка совместить два идеала-рыцарский и монашеский. Рыцари в орденах жили по монашеским правилам и кроме монашеских обетов -бедности, безбрачия и послушания-давали еще и обет борьбы с неверными. Самыми влиятельными орденами были-орден тамплиеров, или храмовников (белый плащ с красным крестом). Во главе ордена стоял великий магистр, пользовавшийся огромной властью внутри ордена. Орден непосредственно подчинялся папе, а его резиденция в XII в. находилась в Палестине. Другими также известными орденами были орден иоаннитов, или госпитальеров (красный плащ с красным крестом) и Тевтонский орден. В Тевтонский орден (белый плащ с черным крестом) принимались только немцы, и он располагался на завоеванных территориях Прибалтики.

Средневековье обычно характеризуется господством деревенской жизни над городской, поскольку феодальные владения обычно были сосредоточены в сельской местности. Долгое время европейские города были подчинены феодальным владыкам (герцогам, графам и т.д.) и платили им многочисленные подати. Но со временем к XIII в. большинству европейских городов удалось освободиться от феодальной зависимости и приобрести полную городскую автономию- магдебургское право. Это произошло в ходе так называемых коммунальных движений (революций), в результате которых города стали независимыми и начали создавать органы городского самоуправления. Городская свобода привлекала к себе многих бежавших от феодального гнета. Развитие городов приводило не только к подъему хозяйственной жизни Западной Европы, но и к возникновению новых форм культуры и к утверждению свободы. В западноевропейском городе человеческая личность и собственность находились под защитой права и суда, в независимости от сеньора. Поэтому короли и феодалы оставались представителями старого восточного типа общества, а горожане- нового, буржуазного. Победа городов с свободным рыночным хозяйством в итоге и предопределило победу в европейском обществе западных элементов над восточными, и положила тем самым конец феодализму. Именно городская свобода, вместе со свободой предпринимательства и торговли, впоследствии создали в Европе островки новых буржуазных отношений, которые впоследствии разрушили патриархальные устои медленно проживающего феодального общества. Другими словами, города со свободными горожанами и стали локомотивами европейского паровоза, которые многократно увеличили его скорость и вывели Европу в мировые лидеры.