logo search

5.3.Средневековый Иран.

Главным соперником османов на Востоке был Иран, где в 1502 г. установилась династия Сефевидов. Первый правитель династии Исмаил I Сефевид (1502-1524) принял титул «шахиншах Ирана», а в европейских источниках государство Сефевидов, просуществовавшее до 1736 г., называлось Персией. Шиизм стал государственной религией Ирана. Религиозная рознь между суннитами и шиитами, помноженное на геополитическое соперничество на Ближнем и Среднем Востоке между Ираном и Турцией, привело к затяжным войнам между двумя государствами. В этих войнах более сильной стороной были османы. Однако турки-османы распыляли свои силы и средства, воюя одновременно на нескольких фронтах, в том числе и против лучше вооруженных европейских армий. Именно это обстоятельство позволило Ирану, долгое время успешно сдерживать натиск османов. А при шахе Аббасе I (1587-1629) перейти в контрнаступление и вернуть потерянные в войнах с османами земли. При шахе Аббасе I Иран достиг зенита своего могущества, контролируя Ирак, Азербайджан, Восточную Грузию и Армению, а также Хорасан и часть Афганистана. Международный престиж Ирана значительно вырос. Тесные дипломатические отношения у Ирана, в этот период были с Англией, Францией, Испанией, Россией и другими государствами Европы.

В империи Сефевидов, главенствующие позиции в политической жизни до конца XVI в. занимала кызылбашская военно-кочевая знать. Иранский элемент (гражданские чиновники и духовенство) играл второстепенную роль. По своей форме Сефевидское государство было теократией, однако фактически носило светский характер. Шахиншах как светский правитель по шиитской традиции признавался заместителем «скрытого» двенадцатого имама Мохаммеда Мехди и считался одновременно главой ордена Сефевийе. Персидские правители имели такую же сакральную и деспотичную власть как и их противники- османские султаны. Здесь, как и в Османской империи, при занятии должностей руководствовались исключительной преданностью шаху, а не заслугами предков. Европейцев поражала в Персии полное отсутствие личного достоинства у приближенных шаха, занимавших видные посты. Лесть и угодничество перед шахом возводилось в главную «карьерную доблесть» человека находящегося на государственной службе. Как иронически пошутил французский путешественник XVII века проживший в Империи Великих Моголов, на Востоке, вы не встретите ни одного крупного чиновника, который не щегольнул бы перед вами персидским двустишьем:

Если шах скажет днем:

«Наступила ночь»,-

«Вижу месяц и звезды!»

Кричи во всю мочь.

Особенностью Ирана в отличие от Османской империи заключалась в многоступенчатой элитной иерархии. Так, после шаха с семьей следовало шиитское духовенство, которое пользовалось огромным влиянием и авторитетом. Духовенство контролировало шариатские суды, систему религиозного воспитания (другой просто не было), а также часть земельного фонда страны- вакуфы, пожалованные государством духовенству. После духовенства следовали вожди кочевых племен, затем шахские чиновники.

Вся земля в Иране как впрочем и в Турции, считалась государственной и делилась на ряд категорий: дивани (казенные), хассе (домены шаха и его родни), вакуфы- неотчуждаемые земли исламского духовенства.

Ослабление центральной власти при приемниках Аббаса привело к экономическому упадку страны и как следствие этническому сепаратизму окраин и внутренним междоусобным войнам. Внутренние распри значительно ослабили военный потенциал страны и привели к вторжению могущественных соседей- Турции и России в 20-е гг. XVIII в. После свержения династии Сефевидов в 1736 г. энергичному и властолюбивому Надир-хану удалось освободить страну от интервентов и на короткий срок вновь восстановить персидскую империю, провозгласив себя шахиншахом в 1736 г. Но постоянные завоевательные войны, авантюристическая внешняя политика Надира, рост налогов вызвали антиправительственные восстания. К тому же террористический режим Надир-шаха вызвал недовольство, как кочевой знати, так и мусульманского духовенства, у которых он отнял часть земельных владений. В результате чего был составлен заговор, в ходе которого Надир был убит, а его обширная держава созданная ценой большой крови, распалась. Иран снова оказался в состоянии глубокого политического кризиса, феодальные междоусобицы в течении нескольких десятков лет сотрясали страну. Победителем в этой жестокой по восточным меркам борьбе стал оскопленный своими противниками, но решительный Ага Мохаммед- хан Каджар, провозгласивший себя в 1796 г. шахом Ирана. И несмотря что он через год уже был убит своими политическими противниками, шахский трон перешел к его племяннику Фатх Али- шаху (1797-1834). Таким образом, в Иране воцарилась новая династия Каджаров.