logo search
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»

131

работала комиссия по живописно-архитектурно-скульптурному син­тезу (Живскульптарх). Архитекторами Николаем Ладовским, Влади­миром Кринским, живописцами Александром Родченко и Александ­ром Шевченко, скульптором Борисом Королевым и другими участниками были созданы необычные и раскованные проекты пла­нировки городов, домов-коммун и зданий для «совдепов». Архитек­турные фантазии способствовали раскрепощению видения художни­ков, помогали сформулировать новые в социальном отношении проектные задания.

Одновременно были объявлены конкурсы и на всевозможные Дворцы труда.

Свою концепцию нового в социальном отношении сооружения предложил и Татлин в проекте знаменитого памятника III Интерна­ционалу. На Руси нередко памятники строились в виде масштабных архитектурных сооружений. «Небоскреб» Татлина предполагался и вовсе грандиозным — 400 м в высоту (одна стотысячная часть земно­го меридиана). Памятник был задуман как сложная инженерная структура с массой подвижных помещений, внутренними механизма­ми. Сама по себе архитектурная форма основывалась на пластической идее наклонной фермы (угол наклона соответствовал наклону земной оси) и двух пересекающихся спиралей. Внутри каркасной конструк-

Рис. 33

В. Татлин. Проект памятника III Интернационалу. 1920

ции размещались последовательно несколько объемов функциональ­ных помещений.

«Нижнее помещение (А), представляя по своей форме куб, дви­жется вокруг своей оси со скоростью одного оборота в год и предназ­начено для целей законодательных. Здесь могут проходить конферен­ции Интернационала. <...> Следующее помещение (В) в форме пирамиды, вращается по оси со скоростью одного полного оборота в месяц и предназначено для целей исполнительных. <...> Наконец, верхний цилиндр (С), вращающийся со скоростью одного оборота в день, имеет в виду центры осведомительного характера: информа­ционное бюро, газета, издание прокламаций, брошюр и манифес­тов...»1 (рис. 33).

В 1920 г. модель была привезена из Петрограда в Москву и демонст­рировалась в Большом театре. Характерен лозунг, который был напи­сан на транспаранте под потолком: «Инженеры-мостовики! Делайте расчеты изобретенной новой формы». Художник своими инициатив­ными проектами должен был стимулировать техническую и строитель­ную деятельность.

Татлин спроектировал не столько здание, сколько модель общества. Хотя проект и остался нереализованным, но его неоднократно публи­ковали, а на праздничных демонстрациях 1920-х гг. нередко встреча­лись самодельные макеты татлинской башни, служившие для оформ­ления шествий.

В ноябре 1922 г. в Москве проходил IV Конгресс III Интернацио­нала. Для установки плакатов, книжных витрин, радиорепродукторов художник Густав Клупис спроектировал серию трансформирующихся вантовых (т.е. соединенных при помощи растяжек) конструкций. Не­которые из них с ярко-красной геометрической суперграфикой в рас­трубах рупоров он назвал «радио-ораторами» и нередко использовал позже как мотивы в оформлении книг (рис. 34).

И хотя реально была использована всего одна конструкция на крыше гостиницы, где жили делегаты, для истории русского дизайна эти проекты были принципиально новыми, поскольку соединяли яр­кую лаконичную суперграфику с необычной сборно-разборной кон­струкцией.

В том же духе сложного многофункционального коммуникативно­го объекта проектировались и киноавтомобили. По деревням в те го-

Пунин Н.Н.Памятник III Интернационалу. Пг, 1920.

132