logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

052400 Дизайн

Москва ГАРДАРИКИ

2007

УДК [7.012:94](100)(07)"19" ББК30.18г(0)я7+85.12я7 Л13

Рецензенты:

доктор искусствоведения, профессор Н. П. Бесчастнов; доктор искусствоведения Е. В. Жердев

ВВВДЕНИЕ

Путешествие в мир дизайна

313832

Л13

ISBN 5-8297-0262-2

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Научная библиотека

Лаврентьев, А. Н.

История дизайна : учеб. пособие /А. Н. Лаврентьев. — М.: Гардарики, 2007. — 303 с. : ил.

ISBN 5-8297-0262-2 (в пер.) Агентство CIP РГБ

Курс истории дизайна охватывает период с древнейших времен, начала предметно-художественной деятельности человека, до рубежа XX—XXI вв. Представлены основные исторические эпохи, стилевые направления, тенден­ции в дизайне, а также ключевые фигуры. Отдельные главы посвящены эволю­ции отечественного дизайна, его месту в развитии мирового дизайна. В конце книги дается небольшой словарь ведущих стилей и стилевых направлений в ис­кусстве и дизайне XX в.

Для студентов художественных вузов, специалистов в области дизайна и всех, интересующихся историей искусства.

УДК [7.012:94](100)(07)"19" ББК30.18г(0)я7+85.12я7

© «Гардарики», 2006, 2007 © А.Н. Лаврентьев, 2006, 2007

Слово «дизайн» используется сегодня почти повсеместно: от дизайна прически — до инженерного дизайна, от дизайна кинодекораций — до дизайна кондитерских изделий, от фитодизайна и ландшафтного дизайна — до дизайна среды и даже ТВ-дизайна. Встречаются слово­сочетания: «дизайнерская одежда», «дизайнерская мебель», «дизай­нерский светильник» и т.д. Сама профессия дизайнера начинает те­рять свои очертания и растворяться в разных видах деятельности.

Подобная экспансия дизайна — естественный процесс. Культуре внутренне присуща проектность. Во всех видах деятельности содер­жатся элементы планирования и организации, структуры, последо­вательности действий, так или иначе характеризующие дизайн. Зна­ние истории дизайна может способствовать не только осознанию профессии, но и внедрению методов образного моделирования, пла­нирования, рационализации в другие области профессиональной деятельности.

Дизайн стал модной профессией, поскольку ряд поколений творче­ских личностей сделали его привлекательным, продемонстрировали возможности дизайнеров в организации жизни, развитии культуры.

Есть традиционно дизайн-ориентированные страны — Германия, Италия, США, Япония. Производство или торговля здесь являются постоянными заказчиками дизайна. Есть страны, в которых дизайн буквально пронизывает все виды деятельности. Среди них — страны Скандинавии, Япония, Италия. Есть страны с богатой и развитой культурой художественного, предметного, научно-технического твор­чества, например Великобритания, Франция, Россия.

Введение

Путешествие в мир дизайна

Дизайн — вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах. В своей работе дизайнер пользуется всем арсеналом проектных средств: от техничес­кого конструирования, компоновки — до композиционного формо­образования, стилеобразования; от функционального анализа — до организационных, концептуальных моделей предметной среды. Од­нако все эти средства подчинены выявлению общекультурного, худо­жественно-образного понимания дизайнером всего комплекса про­блем предметного мира и мира коммуникации. Разработка этой «второй природы» базируется на ряде принципиальных методов — функциональном анализе, компоновке, создании пространственной или графической композиционной структуры, стилизации и т.д. Цель дизайна — удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и деятель­ности на основе художественно-образных моделей. Это работа худож­ника с формой, и потому процессы формообразования здесь принци­пиальны. Форма интегрирует понимание дизайнером всего круга стоящих перед ним задач: и утилитарных, и социокультурных, и худо­жественных, и технологических. Через форму дизайнер общается с потребителем (понимая под формой не только оболочку или конст­рукцию материальных предметов, но и структуры, сценарии дейст­вия, те или иные правила и условия).

Зарождение дизайна как самостоятельной профессиональной дея­тельности связано с развитием массового производства, технологий, прикладных наук. Хотя его история многогранна и включает факты из области архитектуры, техники, изобразительного искусства, теории знаковых систем, социологии, культурологии, проблем коммуника­ции, рекламы и маркетинга, функционального анализа и эргономи­ки, тем не менее XX век дал ряд фундаментальных исторических ис­следований, посвященных именно этой профессии. Первая книга в этом ряду — «Пионеры современного движения. От Морриса до Гро-пиуса» Николауса Певзнера — была издана в 1936 г.1 История дизайна

1 Pevsner N. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936. Позже была переиздана под названием «Пионеры современного дизайна»: Pevsner N. Pioneers of Modem Design. London, 1960.

представлена в ней как история современности — стилей, мышления, как история актуальных направлений и идей в культуре. Модернизм, художественный авангард первой трети XX в. надолго стал ассоции­роваться с дизайном.

История дизайна, так же как и сам дизайн, имеет свои внутренние жанры, области. Отдельно пишется история моды и костюма, отдель­но — история графического дизайна и рекламы, история интерьера и выставочного дизайна, история посуды и мебели, ткани и бытовых приборов. Однако во всех этих областях, несмотря на узкую специа­лизацию и свои проблемы, есть нечто, что их объединяет, а именно проектный подход, проектная культура, визуальная культура, функ­циональные, технологические и художественные проблемы.

В истории дизайна чаще обращаются к конкретным личностям, поскольку проектная культура развивается благодаря авторским твор­ческим концепциям. До сих пор жива традиция, заложенная Певзне-ром, представлять историю как движение к модернизму, показывая в художественной эволюции дизайна роль тех или иных концепций формообразования, идущих от искусства. Искусство для дизайна иг­рало роль своеобразного разведывательного отряда, осваивающего новые творческие технологии и приемы выразительности.

Есть и другой подход. Объектом изучения становится анонимный дизайн, впервые рассмотренный исследователем дизайна и архитек­тором Зигфридом Гидеоном в книге «Механизация слушается»1. Дру­гая его книга была целиком посвящена анонимным проектам стуль­ев, находившихся в одном из американских патентных бюро. Повседневная, банальная часть предметного мира часто поражает нас своей непривычной красотой. Это то, что можно назвать техни­ческим, проектным, дизайнерским фольклором. Фольклор, наряду с вершинами искусства, всегда питал культуру, в том числе предметно-художественную.

История дизайна как вида проектно-художественной деятельнос­ти разворачивается во взаимодействии с научно-технической и визу­альной, художественной культурой, поэтому она обязательно отража­ет влияние новаций и изобретений в технике, инженерном и художественном творчестве. Дизайн — это одновременно и продукт культуры, инструмент культурного строительства, и фактор, активно формирующий культуру.

Giedion S.Mechanization Takes Command. N.Y., 1948.

Введение

Краткий курс истории дизайна читается уже более 30 лет в Москов­ском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова, в Санкт-Петербургской государственной художе­ственно-промышленной академии, в Уральской архитектурно-худо­жественной академии в Екатеринбурге, однако полноценных учебни­ков или учебных пособий явно не хватало. В 1990-х гг., в связи с открытием новых учебных заведений, готовящих дизайнеров, потреб­ность в соответствующих учебных материалах стала еще более острой. Изданные при содействии Союза дизайнеров России «История дизай­на» СМ. Михайлова в двух томах и «История дизайна. Краткий курс» СМ. Михайлова и А.С. Михайловой быстро разошлись по вузам, но все же не исчерпали темы.

При наличии общей исторической канвы у каждого преподавателя своя версия. Поэтому и предлагаемое учебное пособие не охватывает все проблемы. Это лишь итог работы автора как исследователя — со­трудника отдела теории и истории дизайна Всесоюзного научно-ис­следовательского института технической эстетики и как преподавате­ля, ведущего эту дисциплину около 10 лет в Строгановке.

Книга была бы невозможна без помощи многих людей: первых чи­тателей и советников — моих близких, коллег по ВНИИТЭ и препода­вателей Строгановки, студентов, зарубежных коллег, авторов изданий, цитируемых в тексте, редактора и издателей. Всем низкий поклон...