logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 5. Дизайн на французский манер

251

Стул «WW» — нечто антропоморфное на трех ногах, напоминаю­щее корни растения, — был создан для немецкого кинорежиссера Ви-ма Вендерса как опора во время работы, стоя перед столом.

В середине 1990-х гг., занимая пост арт-директора электротехниче­ской корпорации ТСЕ («Thomson Consumer Electronic»), Старк в тече­ние четырех лет фактически сформировал ее новый имидж, сменив не только продукцию, но и название («Thomson Multimedia»). Был пред­ложен и новый девиз компании: «Томсон: от технологии к любви». Старк считает, что технология — это лишь средство создания друже­любных, хороших, надежных вещей-партнеров1.

Мир будущего он видит вообще без вещей, процессы будут осуще­ствляться и вызываться при помощи мысли или слова. Все средства коммуникации окажутся частью телесной оболочки. Люди перестанут путешествовать. Профессия декоратора превратится в программиста образов. Средства транспорта сократятся, дороги вновь станут тропа­ми. Города уже не будут центрами активности, местами демонстрации власти и силы2.

Как справедливо заметил Григорий Резвин, Старк производит не столько вещи, сколько идеологию. Все его вещи — иные, они привле­кают внимание, стараются стать единственной темой для разговоров, это не столько вещи, сколько вопросы, которыми подвергается со­мнению правомерность существования других, традиционных, «не-старковских» вещей. В какую бы страну ни приехала выставка «возму­тительных» предметов Старка, она вызывает здоровое беспокойство, способствуя тем самым развитию качественного дизайна3.

Исследователи отмечают общую тенденцию дематериализации предметов, которые, исчезая, начинают более ярко играть свою не только функциональную, но и символическую роль.

«Все, что дешево, легко, прозрачно и может быть многократно вос­произведено, для меня образец современной элегантности. Чем мень­ше в предмете материального — тем больше в нем человеческого» — таковы формулы Старка4. Светильник становится воплощением идеи и принципа света, стул — идеи опоры, подчас почти незаметной.

На развитие французского дизайна значительное влияние оказала философия, в частности философские идеи Феликса Гаттари на тему «Машина и структура»3. Гаттари исследует эволюцию машин, поглоще­ние старых более совершенными моделями, включая при этом в поня­тие машины даже научные теории. Другой философ и культуролог — Ролан Барт — анализировал феномен популярности одной из знамени­тых моделей «Ситроена DS-19». И все же, несмотря на высочайший уровень современной французской философии, на то, что здесь роди­лась и развивалась оригинальная концепция семиологии и передачи знаковых сообщений через формы вещей, эти идеи часто более глубо­ко воспринимаются дизайном других стран, таких, как Италия и США.

Вопросы и задания

  1. Раскройте специфику комплексного подхода к проектированию дизай­ нера Р. Таллона.

  2. Как проявляются во французском автодизайне вкусы, ожидания и нуж­ ды потребителей?

  3. В чем проявилась космическая тематика и образность во французском дизайне 1960-х гг.?

  4. Что такое здание Центра Помпиду в Париже: дизайн или архитектура?

  5. Чем объясняется феномен мировой известности дизайнера Филиппа Старка?

Литература

Михайлов С. М. История дизайна. М., 2004. Т. 2. Гл. 4.2, 4.3. Vanity Case by Stark (Чемоданчики Филиппа Старка). М, 2002.

'См.: Starck Ph. Extract from a conversation with Elisabeth Laville (in August 1998). Koln, 2000.

2 Ibid.

3 См.: Резвин Г. Факультет бранчливых вещей // [Vanity Case by Starck, с. 10—11].

4 Урок дематериализации по Старку// Design Illustrated. 2001. № 4. С. 146.

1 См.: Гаттари Ф. Машина и структура// Мир дизайна. 2000. № 1.