logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма

В 1927—1929 гг. защитили дипломы две группы студентов метфака и три — дерфака. Все они получили звание «инженер-художник». Темы были всесторонне продуманы и обоснованы (с социальной, конст­руктивной, экономической стороны). Например, проект санного по­езда по бездорожью 3. Быкова включал планшеты с чертежами и об­щим видом тягача и прицепных платформ. Из стандартных деталей, также представленных в чертежах, собирались различные типы плат­форм — грузовые, пассажирские, санитарные и жилые. Кроме того, был сделан проект тягача с шнековым движителем.

Каждый диплом представлял собой своего рода набор конструкти­вов, будь то универсальное выставочное оборудование А. Галактионо-ва или унифицированные панели и мебель для междугородних авто­бусных станций И. Морозова. Дипломники демонстрировали свое понимание нового, современного мира техники. Статьи, посвящен­ные их проектам, назывались: «От ризы — к автомобилю», «Конст­руктора внутреннего оборудования», «На путях к стандарту». Стан­дартизация была одной из актуальных задач промышленности, и дизайнеры видели возможности своего участия в создании удобно и рационально спроектированных вещей.

В 1930 г. ВХУТЕИН был расформирован, факультеты распределены по отдельным ведомствам и институтам. Архфак и архитектурно-стро­ительный факультет МВТУ были реорганизованы в Высшее архитек­турно-строительное училище (с 1933 г. — Архитектурный институт); живфак и скульптфак перевели в Ленинград, и они вошли в состав Академии художеств; полиграффак и текстфак перешли соответствен­но в Полиграфический и Текстильный институты; керфак был преоб­разован в художественный факультет Института силикатов. Студентов младших курсов метфака ВХУТЕИНа перевели в МВТУ, а студентов дерфака — в Лесотехнический институт, где готовили уже только ин­женеров. Лисицкий с грустью вспоминал однажды, что его талантли­вый студент, проектировщик мебели, стал директором лесопильного завода.

Вопросы и задания

  1. Что общего между ВХУТЕМАСОМ и «Баухаузом»?

  2. Объясните фразу архитектора Н. Ладовского: «Пространство, а не ка­ мень, — материал архитектуры».

  3. Можно ли пообедать за чертежным столом?

164