logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...

105

б

«Дама с собачкой на прогулке» (1912). И у дамы, и у собачки гораздо больше ног, чем это есть на самом деле, художник пытается передать мелькание и ритмику шагов. Позднее он уходит от буквального изоб­ражения суммы стадий движения к выражению идеи динамики ком­позиционно-пластическими средствами. Круглящиеся, ритмически

Рис. 25 Дж. Балла. Проект веера. 1918

повторяющиеся линии, как рас­ходящиеся круги, окутывали изображение мчащегося мото­циклиста. Движение планет, не­бесных тел он передавал при помощи тех же упругих, множа­щихся линий. Вместо одной ка­кой-либо фазы (или их суммы) изображалась ткань движения, некий его срез. От изображения стоп-кадров художники перехо­дят к передаче символического состояния динамики (рис. 25). Передача всего комплекса ощущений, их одновременность, стано­вится доминирующей темой произведений художников-футуристов, выдвинувших и концепцию симультанизма.

Сам Маринетти работал в жанре графической поэзии — рисовал листы с наискосок бегущими строками, взрывающимися словами, разлетающимися буквами. В 1912 г. он создает графические компози­ции, в которых абстрактному впечатлению от динамики линий соот­ветствует столь же отрывистая и наполовину абстрактная словесно-звуковая часть. Литература и графика порождают новый жанр — визуальную поэзию, рассчитанную на одновременность восприятия слова, звука и изображения. Сами выступления поэтов-футуристов и художников становились синтетическим действием, включавшим элементы эпатажа и театрального представления.

История футуризма в России начинается с поэтических альмана­хов и сборников. Художники активно вводят в изображение текст: ци­фры, надписи, вывески. Предметы демонстрируются одновременно с разных сторон, как в кубизме. Множащиеся контуры передают идею движения. Всюду виден принцип одновременности восприятия и синтез словесного и живописно-пластического начал.

Михаил Ларионов идет дальше. Он представляет весь мир как по­стоянно меняющуюся картину взаимных отражений света и цвета.

Согласно его концепции лучизма, художник изображает уже не пред­меты, а свето-цветовые потоки, лучи, которые испускаются предмета­ми во всех направлениях и наполняют пространство1.

Футуризм был необходимой ступенькой на пути к абстрактному, неизобразительному искусству. Футуристы в России на свой лад развивали идею соединения всех каналов коммуникации: живопи­си, поэзии, музыки. Русский художник Владимир Баранов-Россине сконструировал «оптофоническое писанино» — инструмент со све-топроекционным устройством, наподобие рояля. Нажимая на кла­виши, можно было управлять различными фильтрами и заготовлен­ными прозрачными дисками с абстрактным рисунком. В своих опытах русские футуристы пытались дойти до первооснов искусст­ва, до уровня «праязыка», в котором еще нет слов, но есть лишь сгу­стки идей, ощущений и эмоций. В живописи это выражалось в ин­тересе к фольклорным мотивам, во включении в композиции простых геометрических форм.

Футуризм, театр и предметно-пространственное творчество

Футуристы часто работали с малыми, мобильными формами зрели­ща — кафе, кабаре, поэтические вечера.

В Москве и Петербурге они эпатируют публику своей внешно­стью. Ларионов и Гончарова раскрашивают лица. Малевич в честь приезда в Москву Маринетти ходит по Кузнецкому мосту с красной ложкой в петлице вместо гвоздики. Таково его понимание «алогично­сти» — т.е. внешней бессмысленности творческого жеста, который ва­жен лишь сам по себе, лишь как возможность выделиться минималь­ными средствами за счет перенесения предмета из одного контекста в другой.

Футуристическая идея и кубофутуризм как стилевое направление оказались наиболее адекватными исполнительским видам творчест­ва — театру, драматургии, а также литературе и поэзии. Многие масте­ра авангарда считали заслугой футуризма раскрепощение творческих потенций и отсутствие жесткой стилевой доктрины.

Художников-новаторов охотно приглашал такой признанный режиссер, как А. Таиров. В московском Камерном театре работали

1 См.: Ларионов М.Ф. Лучизм. М., 1913. С. 12.