logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»

129

в линию разреза. Стыковка элемен­тов под разными углами создавала впечатление богатой и интересной пластической формы, воспринимае­мой со всех сторон.

Рис. 31

А. Родченко. Пространственная

конструкция «Овал в овале». 1920—

1921

В своей серии модульно-комби-наторных конструкций художник использовал стандартные блоки и бруски. Благодаря этому станови­лась очевидной логика визуальной связи между элементами. Серия на­зывалась «По принципу одинако­вых форм» и напоминала упражнения студентов-дизайнеров по ком­бинаторике.

Пространственные конструкции разрабатывались Родченко экс­периментально. «Исключительно, чтобы связать конструктора зако­ном целесообразности примененных форм, закономерным соедине­нием их, а также показать универсализм, что из одинаковых форм можно конструировать всевозможные конструкции, разных систем, видов и применений. В данных работах, как реальных конструкциях, я ставлю непременным условием будущему конструктору индустрии: "НИЧЕГО СЛУЧАЙНОГО, БЕЗУЧЕТНОГО"»1.

Все созданные в те годы пространственные конструкции — это ус­тойчивые и внутренне стабильные сооружения, в основе которых ле­жали как известные, так и совершенно новые конструктивные прин­ципы. Родченко использовал принцип врезок. Братья Стенберги соединяли детали металлических конструкций, похожих на фрагмен­ты мостов, при помощи сварки и пайки. Иогансен применял прово­лочные растяжки наподобие конструкций в самолетостроении (рис. 32). В его структурах минимальное число элементов, работаю­щих и на сжатие (стержней), и на растяжение (вант). Сочетание из трех стержней и девяти вант представляет собой изобретение мини­мальной конструктивной ячейки нового типа. Во второй половине XX в. на основе таких модулей архитекторы и художники создавали конструкции перекрытий, декоративные скульптуры и даже мгно-

'Родченко A.M. Лабораторное прохождение через искусство живописи и конструк­тивно-пространственные формы к индустриальной инициативе КОНСТРУКТИВИЗ­МА. 1917—1921 // Родченко A.M. Опыты для будущего. М., 1996. С. 114.

венно развертываемые радиотелескопы для космических станций.

Структура — основной принцип ви­зуальной организации пространствен­ных моделей. Каждая пространственная конструкция — это не столько закончен­ное произведение, сколько фиксация одной из множества возможных комби­наций; это демонстрация принципа.

Рис. 32

К. Иогансен.

Пространственная

конструкция по типу вантово-

стержневой структуры. 1921

Проект памятника III Интернационалу

В первые послереволюционные годы ка­залось, что не только социальный, но и весь предметный и визуальный мир будет построен заново.

Кадры кинохроники 1918 и 1919 гг., старые фотографии сохранили сцены революционных праздников. К первой годовщине революции Натан Альтман в Петрограде «одел» основание Триумфальной колон­ны и Зимний дворец в кубистический наряд из плоскостей и геомет­рических объемов. В Москве вывешивались декоративные панно в ус­ловно-символическом духе, проводились конкурсы на украшение города к октябрьским торжествам.

В 1919 г. подотдел художественного труда отдела изобразительно­го искусства Народного комиссариата по просвещению организовал конкурс на лучшие «киоски для распространения произведений пе­чати». Книжные и газетные киоски рассматривались не просто как торговые точки, но прежде всего как центры информации и полити­ческой агитации. Родченко спроектировал трехгранный киоск с не­сущим центральным стержнем, подчеркивавшим развитие формы по вертикали. На устойчивые объемы трех-, четырех- или пятигранных призм проектировщики навешивали все остальные атрибуты: выста­вочные стенды, трибуны, экраны, часы. Текст лозунгов дня выпол­нялся характерным для тех лет трафаретным шрифтом. Окрашенные плоскости напоминали паруса, а сам киоск — плывущий по волнам Улицы корабль.

В 1919—1920 гг. в течение нескольких месяцев при архитектурно-строительном подотделе того же отдела изобразительных искусств

9-4651

130