logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование

71

мебель, текстильные изделия — формируют целостную обстановку интерьеров. Качество изделий было настолько высоким, что они ус­пешно продавались в открытом при училище магазине.

В 1892 г. был разработан новый устав Строгановки. В параграфе 3 в перечне художественных предметов среди существовавших ранее — начального рисования, рисования с гипсов, рисования цветов, орна­ментов, лепки и чистописания — появился еще один, по сути проект­ный: «сочинение рисунков в применении к потребностям фабрич­ной, заводской и ремесленной промышленности» [Шульгина, Пронина, с. 124].

В училище в то время было несколько отделений по специальнос­тям: ткацко-набивной, металлообрабатывающей (чеканка, эмаль, ли­тье и т.д.), деревообделочной (мебельная инкрустация, резьба и т.д.), графической (гравюра, иллюстрации, литография, печать и т.д.) и, на­конец, декоративной, куда входили все специальности, «так как отделение это носило характер, если можно так выра­зиться, архитектурно-декоративно-мо­нументальный»1.

Рис. 13

Столик-тумбочка и стул в русском стиле. Столярно-

резчицкая мастерская Строгановского училища. 1900-е

«Я окончил пять классов по метал­лу, — вспоминал Шевченко, — затем пе­решел на декоративное отделение и для выпускного экзамена делал проект фойе театра с лестницей в два марша, плафо­нами, росписью стен, мебелью, армату­рой и т.д. Для диплома — почти одно­временно — проект Музея-памятника Отечественной войны 1812 г.: наружный фасад и разрез по двум линиям — тоже со всем внутренним убранством, мебе­лью, коврами, арматурой и т.д.»2

1 Шевченко А.В. Указ соч. С. 44.

2 Там же.

Работа в стилях при создании курсо­вых проектов была формой развития вкуса и профессиональной подго­товки. Выпускной проект можно было делать в любом стиле (рис. 13). В годы, когда учился Шевченко, в училище ввели два новых пред­мета: «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации». Для пре-

подавания этих предметов Совет Строгановского училища пригласил такого мастера стилизации, как М.А. Врубель, а также других извест­ных художников и архитекторов: СУ. Соловьева, Ф.О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, Л.М. Браиловского, СВ. Исаковского, К.М. Быков­ского, Н.С Курдюкова, А.В. Кузнецова. Позднее эти предметы вели СИ. Вашков, А.В. Щусев, И.В. Жолтовский.

Преподаватели-архитекторы вели, как правило, сразу два предмета: «Композицию» и «Изучение стилей» (последний до 1898 г. назывался «История орнаментов»). Понятие стиля стало даваться более широко: изучался не только орнамент, как прежде, но и стильная вещь в це­лом — ее назначение и место в интерьере, пропорции и форма, матери­ал, техника изготовления и т.д. Причем лекционный метод соединялся с обмерами в музее училища. Курс «Всеобщая история искусств» вел ху­дожник-архитектор СВ. Ноаковский. Он умел несколькими точными штрихами почти мгновенно нарисовать на доске план любого сооруже­ния, его фасад, характерные для исторических стилей детали.

В числе изделий, проектируемых в училище, постоянно присутст­вовала церковная утварь. Младшим курсам предлагались несложные изделия, наподобие образов, крестов, подсвечников и риз. На стар­ших курсах это могли быть лампады и люстры, переплеты Евангелия, иконостасы и маленькие часовни. Многие выпускники в дальнейшем работали на фабрике церковной утвари братьев Оловянишниковых. Стилистика строгановских проектов 1910-х гг. ближе всего к модерну, к его романтической, сказочной неорусской версии. В таком духе вы­полнены и работы графической мастерской — плакаты, макеты обло­жек путеводителя Русского общества пароходства и торговли на 1911 г. (рис. 14).

Строгановское училище стало основой сразу нескольких художе­ственно-промышленных и дизайнерских школ в России. В 1920 г. оно

Рис. 14

*.'.

V,.-"

П.И. Воронов и

B.C. Кондратьев. Макеты

'*

обложек путеводителя

Русского общества

пароходства и торговли

на 1911 г.

72