logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже

175

Примером может служить научно-популярный фильм «Как ты жи­вешь» (1928, режиссер Г. Широков). Архитектор Г. Глушенко спе­циально построил на кинофабрике Совкино интерьеры образцовой однокомнатной квартиры рабочего. Задача проекта и фильма — пока­зать, как на небольшой площади рационально организовать функци­ональные жилые зоны: столовую, кабинет, спальню.

По сравнению со странами Запада российский дизайн имеет свою специфику.

Становление дизайна (конструктивизма и производственного ис­кусства) как профессии совпало в России с двумя революциями. Пер­вая — революция собственно политическая, вызвавшая изменение социальных установок искусства. Вторая — революция в искусстве, начавшаяся раньше первой и продолжавшаяся в течение целого деся­тилетия.

Политический переворот активизировал социальные, агитацион­ные, демократические тенденции. В 1920-е гг. художники, выступая от имени новых потребителей — рабочих и крестьян, — сами форму­лировали себе задачи проектирования, включавшие и оформление массовых шествий и демонстраций, и фантастические проекты горо­дов будущего. От художественного авангарда, порожденного второй революцией, дизайн воспринял как новизну художественного языка, так и собственно авангардную позицию по отношению к культуре прошлого. Отказ от стилизации, композиционная острота и дина­мизм, стерильность геометрических форм, преувеличенная конструк­тивность — таковы новые формальные ценности дизайнерской про­ектной культуры тех лет. Престиж профессии утверждался путем обнародования единичных новаторских, оригинальных проектов.

Однако новаторские по решению изделия, спроектированные ди­зайнерами высокой квалификации, почти всегда с трудом и много­численными переделками доходили до массового производства. Как правило, этапные и интересные произведения дизайна существовали лишь в единственном экземпляре для демонстрации в качестве выста­вочного экспоната или образца для производства. Эти вещи могли лишь косвенно влиять на выпуск промышленной продукции — через модернизацию серийных изделий, развитие технической культуры проектирования.

Конструктивизм возвращается не только как история, но и как элемент современного стиля. В крохотных рекламных объявлениях из газеты «Экстра» и в больших уличных плакатах искушенный глаз лег-

ко узнает привычный для 1920-х гг. рубленый шрифт без засечек. Гар­нитуру, получившую название «Родченко», сделал на основе шрифта обложек Родченко и плакатов братьев Стенбергов дизайнер Тагир Са-фаев из фирмы «Параграф».

Нередко повторяются как цитаты и рекламные плакаты 1920-х гг., среди них — плакат Родченко «Книги» 1925 г.

Вопросы и задания

  1. Какие павильоны вы отправились бы смотреть на Международной вы­ ставке в Париже в 1925 г.?

  2. На чем основана выразительность конструктивистской веши?

  3. Почему К. Мельникова можно назвать дизайнером-архитектором?

  4. Перечислите особенности конструктивизма как концепции формооб­ разования в дизайне, архитектуре, полиграфии.

  5. Почему модельеры-конструктивисты отдавали предпочтение кожаным пальто, мотоциклетным очкам и обилию карманов на одежде?

Литература

Воронов Н.В. Российский дизайн. М., 2001. Т. 1. Гл. 4, 5. Хан-Магомедов СО. Пионеры советского дизайна. М., 1995. Раздел II.