logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3

Великобритания: дизайн на службе общества

Музей дизайна

Недалеко от моста Тауэр в Лондоне в простом прямоугольном белом здании, напоминающем об архитектонах Малевича или постройках гол­ландской группы «Де Стиль», расположен Музей дизайна. Он открылся в 1989 г. в перестроенном здании склада на Батлерской пристани До-кленда — бывшего района доков и торговых складов, тянувшихся на многие километры вниз по течению Темзы. По проекту предполагалось создать здесь новый район с развитыми общественными и культурными функциями при сохранении характера застройки и фасада набережной.

«Сэр Теренс Конран (руководитель всех проектных разработок в этом районе. — А.Л.) справедливо замечает, что идея смешения функ­ций вовсе не является современным феноменом, как считают архи­текторы и планировщики, на самом деле она лишь следует образцу любого европейского городка»1.

В экспозиции музея сочетается несколько подходов: исторический (эволюция бытовых вещей на рубеже XIX—XX вв.), стилевой (стили XX в. — от модерна до авангарда и постмодерна) и проектный (рас­крыт процесс создания вещи). Можно посидеть на стульях, выпущен­ных по проектам Макинтоша или Ритфелда итальянской фирмой «Кассина». Можно проверить, насколько удобны новые ручки у ще­ток для одежды или обуви. Экспозиция раскрывает подходы дизайне­ра: учет эргономики и возможностей современной технологии, ис­пользование в бытовых вещах передовых технических решений.

1 Коккинаки И.В. Музей дизайна в Лондоне // Дизайн на Западе. М., 1992. С. 18.

О том, что приемы конструирования и понимание рациональности, мобильности, трансформации вещи составляют сквозные, универсаль­ные для дизайна принципы, свидетельствует история создания складной детской коляски. Бывший авиационный инженер Оуэн Макларен, вый­дя на пенсию и занимаясь внуками, решил облегчить поездки с детьми в общественном транспорте. Детская коляска его конструкции состояла из складной рамы на шарнирах и двойных колес, по типу самолетных, вме­сто жесткого корпуса — сиденье под крышей из тентовой ткани.

В современном дизайне особое внимание уделяется экологичес­кой тематике. Новый дизайн-проект вещи имеет шанс получить при­знание, награду лишь в том случае, если детали, из которых она состо­ит, могут быть переработаны или использованы вторично хотя бы на 30%. Не менее важны проблемы, связанные с повторным использова­нием отходов и мусора. Например, на отдельном стенде Музея дизай­на представлен процесс превращения полос вышедших из употребле­ния жалюзи в линейки с различной графикой.

Дизайн: проблемы организации деятельности

В 1930-х гг. британской дизайн представлял собой пеструю картину. Промышленными товарами занимались художники, архитекторы, ре­месленники, инженеры, изобретатели, технологи, служащие низшего ранга в компаниях. Преобладала анонимность. В 1934 г. американ­ский дизайнер Реймонд Лоуи открыл первое консультативное ди­зайн-бюро в Лондоне. Среди заказчиков такие фирмы, как «Электро­люкс», «Филко» и др.

В Британии не было авангардного дизайна, аналогичного сущест­вующему в Германии или Голландии. Здесь развивалось то, что можно отнести к стилю ар деко или к минимализированной версии функци­онализма 1930-х гг. Пионером новых форм был архитектор, дизайнер, ученый Уэллс Коттс. Его компания «Изокон» выпускала мебель на трубчатом каркасе в духе «Баухауза». Он же спроектировал необычное оформление студий Би-би-си, радиоприемники для фирмы «Экко» (Ексо) со строгим черным корпусом из бакелита простой цилиндри­ческой формы, с геометрическим рельефным рисунком на передней панели из вертикальных прямоугольников.

Англичане первыми ввели единый фирменный стиль для метро еще в начале XX в. Шрифт лондонского метро без засечек был разработан

224