logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...

екая книга, в которой и текст, и иллюстрации, и печать выполнялись одним человеком. Сама техника тиражирования варьировала от обыч­ной высокой печати и литографии до коллажа и стеклографии.

Среди первых российских футуристических изданий — поэтиче­ский сборник «Садок судей» (1909), необычный тем, что отпечатан на светло-голубых обоях. Во втором сборнике был опубликован ма­нифест участников издания — Д. Бурлюка, В. Маяковского, А. Кру­ченых, В. Хлебникова, в котором, в частности, говорилось: «Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фони­ческой характеристике»1. То есть слово имеет не только смысл, но и графическую форму. Одновременно и новая живопись влияла на литературу. Виктор Шкловский заметил о поэзии Маяковского: «Он вдвинул образ в образ. Он работал в стихах методами тогдашней жи­вописи»2.

Книга оказалась на перекрестье совершенно необычных литера­турных, живописных и визуально-графических концепций. «Живо­писцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будет-ляне речетворцы — разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык)»3, — разъяснял поэт и художник Алексей Крученых.

В изданиях применялись три основные техники. Во-первых, ав­торская графика, будь то в работе над иллюстрацией или в написании текста от руки. Во-вторых, коллаж, наклейка, сборка книжки из раз­ноцветных страниц, нередко неровно обрезанных и разного формата. И в-третьих — игра с типографским набором.

Художники и литераторы по-разному относились к визуализации текста. Когда Крученых сам переписывал свои тексты для издания на гектографе или стеклографе (печать спиртовыми красками со стекла), то более свободно и «антикомпозиционно» распоряжался простран­ством страницы. Буквы корчатся, налезают друг на друга, провалива­ются, взлетают. В почерке проявляется личность автора «самописьма» и непосредственность обращения к читателю.

В 1918—1919 гг. Варвара Степанова, одна из «амазонок» авангарда, занялась исследованием словесного и звукового материала с точки зрения графики. Новизна ее метода заключалась в попытке ассоциа-

1См.: Садок судей II. СПб., 1913.

2 Шкловский В.Б. О Маяковском. М., 1940. С. 37.

3 Крученых А. Слово как таковое. М., 1913.

108