Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
191
I
ды — для машинистов, дежурных по станции, даже для продавцов мороженого в метро. Станции, их убранство и конструкцию проектировали многие известные архитекторы, среди них А.Н. Душкин, И.А. Фомин, Н.Д. Колли, Д.Н. Чечулин.
В оборудование станций входили не только турникеты или разменные кассы, но и скамейки, книжные и цветочные киоски, указатели. Этим занималось 12-я архитектурная мастерская Моссовета, в
которой работали и проектировщики интерьеров комбината «Правда». Киоски и кассы
V
'i
I
Рис. 50
Информационный стенд
для московского метро.
1934
были решены в «аэродинамическом» стиле, характерном для транспортного дизайна 1930-х гг., — скругленные формы, обилие металлических накладных деталей. В такой стилистике прочитывался образ метро как технически совершенной системы, все детали которой работают как часы. Особое место занимали средства визуальной информации и коммуникации (рис. 50). Необходимо было не только показать схему линий «подземки», обозначить места пересадок, но и выбрать хорошо читаемый шрифт, разработать технологию изготовления надписей.
За основу конструкции вагонов московского метро был взят берлинский образец, но вместо трех дверей было сделано четыре, изменилась и внутренняя отделка сидений и стен (вагон типа А). В 1940 г. художник-дизайнер В.А. Стенберг по заказу метрополитена разработал интерьер вагона типа Г. В салоне были удобные мягкие кожаные диваны, закругленные металлические поручни, светильники полусферической формы. Кресла предполагалось размещать не вдоль стен, а устроить внутри вагона своего рода небольшие секции, купе. В дальнейшем от идеи купе отказались, но абрис поручней, тип светильников, сам рисунок стен, контуры дверей и окон сохранились вплоть до 1970-х гг.
транспорта наземного. Был разработан новый тип московского троллейбуса и трамвая, появились экспериментальные автобусы с «вагонной» компоновкой. На базе грузовика с обтекаемой кабиной 1938 г. начали выпускать автобус ЗИС-16. На той же основе были созданы образцы специализированных фургонов аэродинамической формы для перевозки продуктов. Обтекаемость, стремительность пришла и в железнодорожный транспорт, где были построены в одном-двух экземплярах пассажирские паровозы серии ИС с обтекаемым кожухом и автомотриса, курсировавшая между Москвой и Ленинградом.
Существовала и другая тенденция в проектировании технических изделий, связанная с украшением и символикой. На некоторых паровозах серии К-1 Коломенского завода по бокам котла прикрепляли два листа железа, вырезанных в форме знамени, а на передней части — позолоченный герб СССР и пятиконечную звезду с барельефом Сталина в центре. Известен и более курьезный объект. Один из самолетов агитэскадрильи «Максим Горький» принадлежал сатирическому журналу «Крокодил». По рисунку графика Б.Е. Ефимова инженеры В. Ушаков и Б. Шавров модифицировали стандартную носовую часть самолета ПС-9 конструкции Туполева, превратив ее в голову крокодила, а на фюзеляж укрепили пластины, напоминающие гребень1.
Идеологическая декорация техники играла особенно важную роль в дни праздничных демонстраций. Автомобиль полностью декорировался щитами, превращаясь в платформу, на которой устанавливались объекты, имевшие символическое содержание (например, макет земного шара с ярко выделенной территорией СССР, статуя вождя), или спортсмены демонстрировали свое мастерство, создавая сложные пирамиды.
Аэродинамические формы начинают преобладать в экспериментальных проектах с середины 1930-х гг. Паровозы серий К-2 и В с обтекаемыми кожухами (конструкция инженера Д. Львова), построенные в конце 1930-х гг. в Коломне по схеме «2—3—2» (два катка впереди, три больших ведущих катка в центре и еще два катка под кабиной машиниста), казались более скоростными (и, возможно, эко-
Транспортный дизайн и аэродинамика
Московское метро оказало влияние не только на мировую практику проектирования подземного транспорта, но и на характер и облик
1 Подробнее о соотношении агитационного и функционально-конструктивного подходов в транспортном дизайне 1930-х гг. см.: Антонов P.O. К проблеме взаимоотношений инженерной мысли и художественного образа в транспортном дизайне 30-х годов//Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». М., 1980. Вып. 23.
192
- 052400 Дизайн
- Часть I
- Глава 1
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть 1. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть 1. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 37
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 39
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 41
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство..
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 45
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 47
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 49
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть II
- Глава 1
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- XIX в. Портретируемые
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 65
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 69
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Часть III
- Глава 1
- 1914—1924. Обложка.
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 2
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Глава 3
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Часть IV
- Глава 1
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Глава I. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функиион&пизма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- 1925. Аксонометрия
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 4
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Глава 5
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Часть V
- Глава 1
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 2
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятел!
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Глава 3
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобачьное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национатьные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вил спорта
- Глава 6
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура 267
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура 269
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Часть I
- 101000, Москва, Лубянский пр-д, д. 7, стр. 1.