logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества

227

Кеннет Грейндж, Дэвид Огл и горстка других своим трудом формирова­ли приемлемый для промышленных изделий дизайнерский стандарт.

Один из классических образцов мирового дизайна — автомобиль «Мини».

Конструктор (в английском языке «конструктор» и «дизайнер» обозначаются одним и тем же словом; чтобы подчеркнуть чисто тех­нические, инженерные особенности, говорят «инженерный дизайн», «технический дизайн») Алекс Иссигонис начал разрабатывать этот ав­томобиль в 1949 г. по заказу компании «Остин». А спустя десять лет «Бритиш мотор корпорэйшн» выпустила его под названием «Моррис Мини Майнор».

Кузов крохотного двухдверного автомобиля как бы вывернут наиз­нанку. Сварные швы, обеспечивающие жесткость и соединяющие от­дельные штампованные детали, расположены снаружи. Примерно так, как в джинсах, где швы подчеркивают конструкцию, особую тех­нологическую эстетику одежды.

Но основное достоинство автомобиля заключалось в максималь­ном использовании внутреннего пространства. Двигатель стоял попе­рек между передними колесами, которые и стали ведущими (приме­нялась перспективная в то время торсионная подвеска). В моторном отсеке был расположен и бензобак. Внешне незаметный, но вмести­тельный багажный отсек находился позади сидений. «Моррис Мини Майнор» воплощает один из лозунгов дизайна: максимум эффекта при минимуме затрат и возможностей. Об актуальности этого лозунга в автомобилестроении свидетельствует и последняя модель — своеоб­разный римейк классического автомобиля. Сохранив образ и пропор­ции, дизайнеры «BMW» придали ему современную динамичность.

В 1953 г. на смену угловатому, неповоротливому лондонскому авто­бусу пришел популярный «Рутмастер» («Routmaster»). Дизайнеру Ду­гласу Скотту, до войны работавшему у Реймонда Лоуи и усвоившему приемы стилизации, аэродинамики, удалось создать компактную и цельную машину. Алюминиевый кузов, собранный по авиационной технологии, получился сравнительно легким и прочным. Сложные лекальные кривые, небольшие наклоны обводов кузова придают фор­ме зрительную стройность.

В Великобритании большой популярностью пользуются велосипе­ды, особенно складные модели с колесами маленького диаметра. Са­мый первый из них, конструкции инженера Алекса Моултона, полу­чил в 1962 г. приз герцога Эдинбургского за лучшее произведение

промышленного дизайна. Велосипед Моултона был задуман как за­пасное или дополнительное транспортное средство автомобилиста. Он легко убирается в багажник, его можно провезти в автобусе или метро. Вся конструкция, хотя и складная, но достаточно прочная в разложенном состоянии благодаря тому, что три основных несуших элемента пересекаются в центре в форме треугольника жесткости.

Первенство в изобретении мини-юбки оспаривают два моделье­ра — Мери Куант, американка, жившая в Лондоне, и Анри Куреж из Парижа. В 1955 г. двадцатилетняя Куант открыла в британской столи­це магазин под названием «Bazaar», где продавались как готовые моде­ли, так и отрезы ткани с выкройками. Она попыталась сделать в моде то, что осуществил Теренс Конран своим магазином «Habitat», форми­ровавшим из разрозненных вещей от разных производителей новый молодежный стиль жилой среды. Куант совершенно не устраивало то, что «женщины делали с собой». Она предлагала модели одежды, под­черкивающие юность, юмор и удовольствие. В день открытия магази­на толпа людей собралась у входа, к вечеру весь товар был продан. Это было не просто начало новой моды, а реализация того факта, что сре­да магазина есть непременная часть розничной торговли.

От поп-арта до «нового» дизайна

«Поп-революция» в Британии стала не просто выражением нового мироощущения молодежи, проявившегося в музыке, кино, театре, журналистике. Она затронула и материальную среду: интерьеры, мо­ду, мебель. Особую роль играли так называемые артефакты — неболь­шие вкрапления в обычный интерьер, коренным образом изменяю­щие его: подносы и кофейные кружки, бесформенные кресла и пуфики, оптический орнамент интерьерных тканей и психоделичес­кая графика. Пластмассовые изделия — часы, посуда, кухонная ут­варь — все это приобрело яркий, открытый цвет, броскую форму. По­нятие «хороший дизайн» уходило в прошлое. Формировались новые критерии: забавно, ярко, быстротечно, экспрессивно.

На поп-арт в дизайне 1960-х гг. оказала влияние группа художни­ков «Независимые», собиравшаяся время от времени в период 1952— 1955 гг. в лондонском Институте современного искусства. Они и счи­таются пионерами этого направления в Великобритании, первыми воплотившими оригинальные идеи организации среды.

228