logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»

79

2

Рис. 17

Г. Гимар. Решетка входных ворот

в Castel Berange.

1894—1898

архитектор Гектор Гимар проектирует не только литые чугунные ограды выходов из метро, но и навесы со стеклянными крышами, указатели и шрифт (рис. 17). Все формы подчи­няются тугим вьющимся раститель­ным мотивам. Используя такой же подход к организации композиции, Гимар выполняет проект и ажурных металлических ворот, и решетки ра­диоприемника, и асимметричного шкафа с причудливыми выносными элементами. Именно эта универ­сальность, способность стиля про­явиться в самых разных областях предметного творчества — не только графическом, плоскостном орнамен­те, но и конструктивно сложных про­странственных сооружениях, в одежде и даже живописи — и сделала распространение модерна столь стремительным.

Модерн проявился и в стиле одежды благодаря работам известно­го модельера Поля Пуаре — реформатора женской моды XX в. Как никто другой, он умел устроить праздник из показа моделей. Граница между маскарадным костюмом и платьем становилась расплывчатой. Он творил моду как художественное действие, приглашая к сотрудни­честву известных художников: Жоржа Лепапа, Поля Ириба, Романа Тыртоффа (Эрте), Рауля Дюфи.

Пуаре «освободил» женщину от корсета, под влиянием стиля мо­дерн создал силуэт, повторяющий изгибы тела, заменил вялые сочета­ния блекло-розового с нежно-сиреневым смелыми цветовыми кон­трастами лиловых, желтых, оранжевых, зеленых цветов, ввел в европейскую моду мотивы Востока. Восток приходит в Париж и со знаменитыми дягилевскими «Русскими сезонами» (1900-е гг.).

Известный чешский плакатист и художник-декоратор Альфонс Муха, прославившийся своими афишами к спектаклям Сары Бернар, не менее изобретателен и в формах украшений, столовых приборов, мебели. Тяготясь своим положением «модного» художника, которому приходилось выполнять однообразные заказные оформительские ра­боты, он решил опубликовать оригинальный труд, содержащий деко-

ративные элементы и вещи, в которых эти элементы можно использо­вать. Однако после выхода в свет в 1902 г. сборника «Documents deco-ratifs» (72 таблицы с проектами) поток заказов только увеличился. Из­дание сыграло роль рекламы стиля и автора рисунков.

Модерн сформировал понятие о художественной целостности жи­лища. «Для человека, верящего в новое искусство и новое общество, свой дом был тем ядром, вокруг которого сплетались любовные, се­мейные и дружеские узы, создавались духовные и деловые связи. Культурные городские обычаи, к которым добавлялись порывы вели­кодушия и веры в человека, живущего в соответствии с законами ес­тественной гармонии, требовали, прежде всего, достойного предста­вительства. В связи с этим на выставках, в магазинах и в художественных салонах, а также в мастерских, выполняющих специ­альные заказы частных лиц, стали появляться мебельные гарнитуры, в которых все — от дверной щеколды до пепельницы — было выпол­нено в одном стиле, отвечая мыслям тех, для кого они были предназ­начены»1.

В решении пространства интерьеров модерна появляются акцен­тированные композиционные центры — камины, лестницы, светиль­ники, линии стыка панелей стен или потолка, декоративные скульп­туры или живописные панно. В композиции столовой Эжена Валлена такой доминантой стал вырастающий на гибких прутьях из потолка светильник. У его основания, как цветки у подножья дерева, были прикреплены маленькие светильники с абажурами.

Чуть раньше, чем Гимар набрасывает эскизы павильонов метро в Париже, рядом, в Брюсселе, бельгиец Виктор Орта строит особняк инженера Тасселя (1893). По оформлению лестницы видно, насколь­ко вездесущим оказался орнамент. Напряженные спиралевидные ли­нии присутствуют в переплетах перил, оплетают колонну, переходят мозаикой в рисунок пола и прорастают цветными узорами на стене. Симметрия как принцип гармонизации уступает место динамике, свободному течению форм. Принцип лестницы как центра компози­ции дома потом будет использован во многих постройках особняков, в том числе и в России.

Здесь же, в Бельгии, начинал работать и Анри ван де Вельде. Как живописец он сотрудничал с Зигфридом Бингом, владельцем галереи «Ар нуво» в Париже, увлекался идеями Морриса. Плакат ван де Вель-

1 МиданЖ.П. Модерн. Франция. М., 1999. С. 90.

80