logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.

106

А. Лентулов, А. Веснин, В. и Г. Стенбер- ги, Г. Якулов. Александра Экстер в экс­ прессивной кубофутуристической мане- j, ре создала модели костюмов и декорации

/I / к спектаклям «Фамира Кифаред» (1916)

/ f и «Саломея» (1917). Декорации не столь-

ко изображали какие-то конкретные предметы или постройки, сколько орга­низовывали пространство при помощи цвета, объемов и плоскостей. На сцене преобладали диагональные и вертикаль­ные композиции, экспрессивные сочета­ния простых геометрических форм.

Рис. 26

А. Родченко. Проект

светильника для кафе

«Питтореск». 1917

В начале 1917 г. известный москов­ский булочник И.М. Филиппов заказал молодым художникам оформление кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту. Яку­лов сделал эскизы и пригласил молодых

художников для окончательной проработки деталей. Владимир Тат­лин занимался угловыми рельефами, карнизами, витражами (вместе с Удальцовой), Александр Родченко спроектировал светильники из пе­ресекающихся и изгибающихся плоскостей, задуманных как сочета­ние жести, стекла и раскрашенного картона (рис. 26).

Будетлянские книги, или Лаборатория графического дизайна

Русские футуристы называли себя вслед за Велимиром Хлебниковым будетлянами — жителями страны будущего. Идея будущего не огра­ничивалась технократическими фантазиями. Будущее — это неогра­ниченная возможность общения, это свобода передвижения и творче­ства, это полет. Малевич размышлял о студиях художников на дирижаблях. Хлебников предлагал основать «Азийский ежедневник песен и изобретений», в котором «статьи печатаются на любых языках по радиотелеграфу изо всех концов»1.

Наибольшее развитие среди жанров предметного творчества рус­ских футуристов получила книга. Часто это была рукодельная, автор-

1 Хлебников В. Письмо двум японцам//Собр. соч.: В 5 т. Л., 1933. Т. 5. С. 156.

107