logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта

255

ные им пишущие машинки серии «Лек­сикон» имели металлический литой корпус, форма которого тщательно от­рабатывалась на глиняной модели. Ниццолли стал родоначальником плас­тического скульптурного подхода, ха­рактеризуемого так называемой «лини­ей Ниццолли».

Рис. 68 Грегори Пек и Одри Хепберн.

Рекламная фотография

к фильму «Римские каникулы».

1953

Объемно-пластические решения со­провождались пестрыми, декоративными буклетами и рекламой, созданной дизай­нером-графиком Джиованни Пинтори. Живость и органичность пластики были подчеркнуты цветом, мотивами поюшей птицы или устремленных вверх разно­цветных клавиш. Серия пишущих машинок середины 1960-х гг. «Текне-3» и «Праксис-48» отличалась более строгой, прямоугольной формой, что потребовало смены и рекламно-графического сопровождения.

Новые рациональные, модульно организованные решения в обла­сти графического дизайна нашли применение сначала в сфере визу­альных коммуникаций, а затем и в других сферах. В 1960-х гг. Италия заняла одно из ведущих мест в области дизайна. Так же как и в двух других странах — лидерах мирового дизайна Швейцарии и Германии, здесь активно вводились принципы минималистской, рациональной графики, получившие позже название Швейцарской школы и интер­национального стиля.

Первый советский грузовик «АМО», выпускавшийся с середины 1920-х гг., был вариантом «Фиата-15» — итальянского грузовика, при­способленного к теплому климату. Слегка модифицированный легко­вой автомобиль «Фиат-600», преемник революционного «Фиата Нуо-ва-500», стал «Запорожцем». «Фиат-124» (в 1966-м — автомобиль года) — это ВАЗ первой модели. Конструктор этих автомобилей и двухместного «Фиата Тополино» — Данте Джакоза. «Тополино» («Мышонок») был массовым малолитражным автомобилем, непри­хотливым и выносливым. В фильме «Римские каникулы» американ­ский репортер ездит на «Тополино» и на мотороллере «Веспа» — легендарных примерах итальянского дизайна (рис. 68).

История проектирования автомобиля «Фиат Панда» (рис. 69) студи­ей Джорджетто Джуджаро — пример сочетания образно-композици-

Рис. 69

Дж. Джуджаро. Аксонометрический вид

в разрезе автомобиля «Фиат Панда».

1976—1977

онных, компоновочных и тех­нических решений. Автомобиль должен был быть легким и недо­рогим, как его предшественник, «Фиат-126». Джуджаро продол­жил традицию, создав вмести­тельный двухобъемный кузов, но придал ему выразительную и стремительную форму. Похо­жую идею он развил в кузове «Фольксвагена Гольф» 1983 г., также напоминающего «каблу­чок». Характерной и повторяю­щейся деталью на многих эскизах стал своеобразный горизонтальный пояс, охватывающий кузов на уровне бампера. Передний и задний бамперы выполнялись из стеклопластика, что позволяло легко заме­нять их при повреждении. К тому же они не ржавели. Этот горизон­тальный пояс, как и платформа кабины, — характерная примета вре­мени. Его можно увидеть в решении и кабин грузовиков, и легковых автомобилей 1980-х гг.

Наиболее элегантные автомобильные кузова еще в 1930-х гг. про­ектировал Карло Бугатти. В послевоенной Италии наибольшую изве­стность получили кузовные фирмы «Пининфарина» и «Бертоне». Ба­тиста Фарина, владелец каретных мастерских, в 1920-х гг. начал выпускать небольшие партии элитных автомобилей. Позднее он пе­редал свое дело сыну, откуда и родилось название — «Пининфари­на» — «Маленький Фарина». В 1950-х гг. эта студия выполнила не­сколько перспективных проектов: автомобили по типу вагонной компоновки, со стремительными обводами и лобовыми стеклами, на­поминавшими фонари самолетов-истребителей. Двигатель находился в задней, более узкой части. Передок зрительно выглядел более тяже­лым и имел каплеобразную форму. Спроектированные здесь во вто­рой половине XX в. кузова для «Альфа-Ромео», «Феррари», «Пежо» и других фирм, несущие маленький курсивный значок «f», стали образ­цами элегантности, новизны, практичности и особой автомобильной эстетики. С конца 1980-х гг. «Пининфарина» проектирует кузова и для компании «Дженерал моторе».

В первые послевоенные годы дизайн был средством развития ком­паний, инструментом вывода производства из кризиса. Вторым эта-

256