logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

1925. Аксонометрия

ницей. С открытой лестницы посетители и попадали либо на пер­вый, либо на второй этаж (рис. 42). Илья Эренбург писал в газете «Экран» по поводу павильона Мельникова: «Индустриальный сон. Гараж, приснившийся поэту (неужели поэтам должны сниться обя­зательно шалаши?). Стекло устраняет двусмысленность — это яс­ность хорошей погоды и еще витрины»1.

Мельников — архитектор дизайнерского склада. Композиция многих его построек 1920-х гг. — рабочих клубов, гаражей — рождалась исходя из организации функциональных процессов. Клуб им. И.В. Ру­сакова в Сокольниках (1927—1929) получился похожим на фрагмент шестеренки с выступающими на уровне второго яруса объемами «зубьев». Эти объемы — не что иное, как дополнительные зрительные залы со сдвижными перегородками, расположенные на уровне бель­этажа и открытые в основной зал. При необходимости можно было проводить несколько мероприятий одновременно либо занимать все пространство.

Здание Бахметьевского автобусного парка (1928) имеет в плане форму параллелограмма. Въезды расположены на одной стороне га­ража, выезды — на другой. (Это решение было запатентовано как пря­моточное движение автобусов в гараже по системе Мельникова.) Автобусы, закупленные Моссоветом в Великобритании, были постав-

Эренбург И.Г.Парижская выставка // Экран. 1925. Сентябрь.

лены «елочкой» в несколько рядов. При таком размещении каждый автобус мог беспрепятственно выехать из своего ряда и выйти на мар­шрут, а по окончании работы так же свободно, не мешая другим, за­нять свое место в гараже.

Подобную «пилообразную» схему компоновки Мельников впер­вые опробовал при проектировании павильонов Сухаревского рынка в Москве в 1924 г. Каждый торговец получал не только собственный прилавок с вывеской, но и небольшое отгороженное углом следующе­го павильона пространство, где покупатель мог выбрать товар, приме­рить одежду, не мешая другим.

Одним из наиболее крупных экспонатов парижской выставки стал рабочий клуб, демонстрировавший новый в социальном отношении тип интерьера (рис. 43). Мебель и оборудование строили в Париже по чертежам, разработанным Александром Родченко. «Начинку» — кни­ги, плакаты и фотографии — привезли из Москвы. Родченко задумал клуб как многофункциональное пространство. Центром трансформа­ции помещения служила раскладная трибуна. Снабженная экраном, раздвижной стенкой для плакатов, горизонтальным подиумом для экспонатов или выступлений чтецов, она должна была служить свое­го рода универсальной декорацией для лекций, театрализованных ве­черов и бесед.

Многофункциональными были задуманы и остальные предметы: стол читальни с поворотной плоскостью, фонарь с общим и направ­ленным светом, шахматный столик на двоих с поворотной доской

Рис. 43

Интерьер рабочего клуба, построенного

по проектам

А. Родченко для

экспозиции на

Международной

выставке в Париже.

1925

168