logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.

189

Рис. 49

Н. Боров, Г. Замский,

В. Янг. Проект интерьера

кабинета главного

редактора для

комбината «Правда».

1934

на металлическом или деревянном каркасе, изгибы которого соеди­няли вертикальные и горизонтальные поверхности. Профессиональ­ная пресса оценила этот проект положительно, однако уже появля­лись первые замечания по поводу формализма и следования западным образцам. «В общем проект является несомненным дости­жением уже в силу самой постановки проблемы целостного архитек­турно-художественного оформления интерьера громадного комбина­та. В то же время надо отметить некоторую связанность проекта традиционными модернистскими штампами, досадно тормозящими работу бригады»1, — заключал автор критической статьи об интерье­рах комбината.

Издание работ, близких по духу к конструктивизму или функци­ональному дизайну, фактически прекратилось после 1934 г. Боль­шую часть того же номера журнала «Архитектура СССР», где публи­ковались проекты интерьеров для комбината «Правда», занимали неоклассические проекты реконструкции набережных Москвы-реки, здания Коммунистического вуза на Воробьевых горах. Статья об интерьере иллюстрировалась фотографиями палаццо XII в. и ле­стницы Микеланджело во Флорентийской библиотеке. В искусстве уже обозначился стилевой перелом. На Первом съезде советских пи­сателей в августе 1934 г. выступил Максим Горький с изложением концепции социалистического реализма. Вслед за литературой, теа­тром, кино, скульптурой, живописью и архитектурой менялся и ди-

1 Липецкий И. Интерьеры комбината «Правда» // Архитектура СССР. 1934. № 7. С. 29.

зайн — те его области, которые были связаны с интерьером, оформ­лением книг, плакатов и журналов, одеждой и тканью. Любая сво­бодная поверхность теперь несла на себе идеологическую нагруз­ку — то ли в виде орнамента из технических деталей, лент, звезд, колосьев и дубовых листьев, то ли в виде радостных картин светлой жизни при социализме.

Политически важными темами в живописи, скульптуре и графике, фотографии и кино, текстильном дизайне и росписи фарфора счита­лись спорт, Красная армия, авиация, индустриализация, ликвидация безграмотности и, конечно, изображения Ленина и Сталина. Худож­ники проявляли массу изобретательности, чтобы перевести сюжет­ную картину на язык орнамента. Одни рисунки для ткани превраща­лись в агитационный плакат, другие, несмотря на идеологическую нагрузку, сохраняли точность и изящество, плоскостность и услов­ность изображений, свидетельствовавшие об усвоении опыта геомет­рического конструктивного орнамента в текстиле 1920-х гг. Были да­же решения, предвосхитившие идеи оп-арта в сюжетных изображениях. В конце 1930-х гг., когда идеологические требования еще больше ужесточились, было решено уничтожить «политически вредные», «формалистические» рисунки и сточить гравировку на ва­лах для печати набойки.

Метро

В 1930-е гг. разрабатывалось несколько крупных проектов, к которым привлекались многие художники, архитекторы, оформители и дизай­неры. Прежде всего это строительство Московского метрополитена, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, проектирование Двор­ца Советов.

Московское метро задумывалось как образцовая транспортная си­стема. Ее дизайнерская суть рассматривалась в демонстрационных рисунках 1931 г., где намечена связь метро и города, показан принцип движения пассажиров по эскалатору, расположение перронов, входов и выходов.

Внешним атрибутам придавалось такое же значение, как и непо­средственно архитектурно-строительным работам. Художник-график Л.А. Раппопорт придумал логотип — ту самую стоящую на двух ногах букву М. Модельеры разработали несколько типов форменной одеж-

190