logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

ха, которое на больших скоростях забирает до трети мощности двига­теля. «Меньшее сопротивление предполагает мягкие и гладкие фор­мы. Отсюда возникает форма Торпедо»1. Далее он доказывает необхо­димость создания каплеобразной формы автомобильных кузовов. Если воздух раздвигается по сторонам, он должен потом сомкнуться в одной точке. Чем естественнее проходит этот процесс, тем меньше препятствий встречает подобная форма на своем пути.

Вэтой связи любопытна эволюция образа обтекаемости в началеXX в.

Рекорд скорости для электромобиля был поставлен в 1899 г. не­обычным экипажем, напоминавшим огромный пушечный снаряд на колесах. Передняя и задняя части корпуса имели острие, как у ракеты. Каплеобразный кузов создал инженер Рикотти для «Альфа Ромео» в 1913 г. Не менее оригинальным был автомобиль конструкции англи­чанина Румплера 1928 г. Небольшой капот закруглен, как у лодки, в нишах спрятаны фары, плоское лобовое стекло сильно наклонено, задняя часть спадает к хвосту и постепенно утоньшается. Передние колеса выступали из корпуса и были закрыты плотно прилегающими щитками, подножки отсутствовали. Однако каплеобразные автомо­бильные кузова в то время не привились. В промышленности приме­нялась традиционная угловатая форма.

В 1920—1930-х гг. инженеры совместно с дизайнерами продолжают эксперименты по созданию новых средств транспорта. На юге Герма­нии, во Фридрихсхафене, строятся дирижабли конструкции Ферди­нанда Цеппелина. Наибольшую известность получили «Граф Цеппе­лин» (1928) и гигантский «Гинденбург» (первый полет в 1936 г.). Дирижабль «Граф Цеппелин» произвел 590 вылетов, 144 раза пересекал Атлантику до своего списания в 1937 г. Это была первая коммерческая пассажирская воздушная трансатлантическая линия. «Гинденбург» за 10 регулярных рейсов между Германией и США перевез 1 тыс. пассажи­ров. 6 мая 1937 г. во время посадки у причальной мачты в Нью-Джерси дирижабль сгорел в считанные мгновения. И хотя дирижабли слишком уж зависели от порывов ветра, в 1930-х гг. их строили и в России, и в Италии, и во Франции. На дизайн интерьеров кабин и салонов повли­яла авиационная стилистика, мебель из гнутых металлических трубок, кожаная обивка, как в креслах Марселя Брейера из «Баухауза».

1 Moos S., von. Notes for a history of Swiss Design // The Dominion of Design. History of Industrial Design. 1919-1990. Milan, 1991. P. 203.

184