logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию

123

2

хотел сидеть не так, как того желает мое седалище, но как было бы угодно моему покоящемуся на стуле духу, если бы он свил сиденье для себя самого» [цит. по: 100 дизайнеров Запада, с. 164.]. Мебель по проектам Ритфелда серийно изготавливалась с 1923 г. фирмой «Мети» в Амстердаме.

Любопытна конструкция низкого столика, составленного из квад­рата столешницы, круга основания, прямоугольника и вертикальной стойки в качестве несущей опоры.

Столик был частью обстановки сохранившегося и ставшего музеем «Де Стиля» дома, построенного по проекту Ритфелда в его родном го­роде Утрехте в 1924 г. для Трус Шредер, сотрудницы группы «Де Стиль». Это белое двухэтажное здание с контрастно выкрашенными в темно-синий цвет рамами. В некоторых помещениях окна сходятся под углом, так как вертикальные стойки каркаса расположены чуть в глубине. Благодаря такому приему в помещении столовой на втором этаже возникает эффект панорамного обзора. Внутреннее пространство дома решено как огромная увеличенная картина. Окраска стен, пола и по­толка выполнена как единая композиция из геометрических форм.

Сила группы была в разнопрофильности ее членов. Они проекти­ровали дома, мебель, картины, плакаты, тексты — и все под флагом «Де Стиля».

Как пример единого пространства, включающего в себя и живо­писное заполнение плоскости, и пространственные формы, и общее решение планировки, можно рассмотреть интерьер кафе «Одет» (Audette) в Страсбурге, созданный ван Дусбургом в 1928 г. Если Мон-дриан использовал в своей живописи вертикали и горизонтали и ван Дусбург считал это признаком классицизма, то сам он вводил актив­ную диагональ как антитезу Мондриану. Это было его «барокко», его «контркомпозиция». Бар имеет два уровня. На нижнем — столики расставлены в отдельных боксах с невысокими стенами по периметру большого цветного прямоугольника в центре, служившего танцпло­щадкой. На стенах и потолке под углом размешалась композиция из простых прямоугольных и квадратных форм, окрашенных в триаду основных цветов: синий, красный, желтый на белом фоне. Прямо­угольники вставлены в неглубокие рельефные рамы. Размещение форм не параллельно стенам и полу, а под углом 45 градусов придает помещению активную цветовую динамику.

После смерти ван Дусбурга в 1931 г. группа распалась. И хотя она не была так масштабна, как кубизм или футуризм, тем не менее ее

значение в формировании интернационального стиля в дизайне и ар­хитектуре оказалось решающим.

«Де Стиль» повлиял на развитие дизайна и архитектуры XX в., на то, что именуется модернизмом, благодаря подробной, всесторонней отработке пространственных и формально-композиционных реше­ний. Его визуальный словарь был предельно ясным, визуальный ре­зультат — гарантированным, стилистические и формальные отличия от других направлений — предельно подчеркнутыми и очевидными.

Вопросы и задания

  1. Какова роль белого фона в супрематических композициях?

  2. В чем специфика соотношения объемной формы и цветографической композиции?

  3. Что понимается под словосочетанием «визуальная книга»?

  4. Раскройте черты сходства и различия художественных систем супрема­ тизма и группы «Де Стиль».

  5. Почему мы можем назвать супрематизм универсальной художествен­ ной системой?

Литература

В круге Малевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920— 1950-х / Сост. Е.В. Баснер, И.Н. Карасик, Т.В. Горячева, А.Н. Марочкина, Т.Н. Михиенко, А.С. Шатских. СПб., 2000.

Михайлов СМ. История дизайна. М., 2000. Т. 1. Гл. 3.4.

100 дизайнеров Запада. М, 1994. Статьи «Ритфелд», «Ван Дусбург».

Хан-Магомедов СО. Пионеры советского дизайна. М., 1995. Гл. 3.