logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 4. Германия — страна функционализма

241

Студия всегда уделяла большое внимание рекламе своей продук­ции. Фактически дизайнеры проектировали и фотоизображения, со­здавали необычные ситуации, в которых идея вещи, ее игровой по­тенциал проявлялись в наибольшей мере. Возможно, что именно благодаря работе на американский рынок студия смогла отточить свои принципы нестандартного подхода к проектированию, своеоб­разную легкость решений, современность стилистики1.

Другая легендарная фигура немецкого экспериментального дизай­на — Луиджи Колани. Колани изучал теорию дизайна в Берлине, за­нимался скульптурой и аэродинамическими моделями в Париже, проектировал скоростные лодки, женскую одежду, мебель, керамику

Рис. 64

Л. Колани. Фотоаппарат «Canon СВ10». 1982—1983

и транспортные средства. Фактически он основал новое направление биоди­зайна — бионическое формообразова­ние, поскольку формы его вешей, от фотоаппарата и до мотоцикла, напо­минают живые организмы (рис. 64). Наиболее известная его разработка в области транспорта — аэродинамичес­кий грузовик «Мерседес» (1960-е гг.).

В 1980-х гг. в связи с развитием электронной техники, миниатюриза­цией приборов, появлением новых уст­ройств складывается устойчивый интерес к семантике формы вещи: ее информативности, культурной идентичности. Миниатюризация электроники приводит к тому, что вещь исчезает, остается лишь ее след на экране или созданный ею эффект.

1 См.: Рачеева ИВ. Форма следует эмоции // Визуальная культура — визуальное мышление. М, 1990. С. 72.


Дизайнерская идея системы «YaYaHo», созданной в 1984 г. Инго Маурером, заключается в минимальности работы над каждым отдель­ным элементом при тщательной проработке световой композиции пространства. На двух проводах, растянутых в помещении, он разве­шивает крошечные галогенные светильники, зеркала и другие отра­жающие поверхности. Выставка Маурера, проходившая в рамках Ми­ланского мебельного салона 2001 г., называлась «Light, Lighter, Lightness», т.е. обыгрывалась связь слов «свет» и «легкость». Среди экспонатов — прозрачный, наполненный водой матрас без швов,

слегка колышущийся и как бы подсвеченный изнутри, и Ball park — прозрачные шарики, освещенные так, будто от них самих исходит си­яние. Маурер показал не вещи, а эффекты, эмоциональные состоя­ния, связанные со светом и легкостью.

Ежегодно Дизайн-центр Штутгарта и Министерство промышленно­сти земли Баден-Вюртемберг проводят конкурс на лучший дизайн се­рийной продукции, выпускаемой на территории Германии. Жюри кон­курса оценивает инновативность дизайна — оригинальность устройства и новизну идеи, удобство вещи, производственную технологичность. Среди номинаций — мебель для дома и офиса, домашнее хозяйство и сад, сантехническое оборудование, освещение, игры и досуг, фото-, теле-и радиотехника, коммуникации и обработка информации, медицинская и лабораторная техника, производственный, измерительный и кон­трольный инструмент, производственное оборудование и цех, транспорт и система движения, архитектурная фурнитура (окна, двери, полы).

Конкурс 1999 г. прошел под лозунгом «Больше дизайна — дизайн есть большее». Его лауреатом в номинации «Производственные, из­мерительные и контрольные инструменты» стало специальное мон­тажное приспособление — струбцина «для одной руки», в номинации «Транспорт» — спортивный автомобиль «Audi TT Coupe» (руководи­тель проекта дизайнер Питер Шрейер)1. Автомобиль своими арочны­ми дугами колесных ниш и кабины чем-то напоминал легендарный «Фольксваген» с той лишь разницей, что он приобрел более «мускули­стую» внешность и более рельефные формы.

На конкурсе 2000 г., организованном под девизом «Фокус — про­изводственная среда», приз получил комплект нового офисного обо­рудования и мебели, все элементы которого были снабжены встроен­ными информационными панелями. Даже такая простая вещь, как карандаш, убеждены авторы комплекта, становится удобнее, если применить новые технологии. Другой пример столь же простой ве­щи — набор деревянных деталей, из которых легко, без клея и шуру­пов собирается стол. Все элементы удерживают друг друга за счет не­больших углов наклона, создающих трение в пазах2.

Культура не есть нечто противоположное технической цивилиза­ции — таков вывод из опыта немецкого дизайна.

1См.: Искин А. Интернациональный дизайн-приз Баден-Вюртемберга 1999 // Мир дизайна. 2000. № 2. С. 52.

2 См.: Искин А. Интернациональный дизайн-приз Баден-Вюртемберга 2000// Мир дизайна. 2001. № 1. С. 48-52.

16-4651

242