logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 3

Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже

Литература

Хан-Магомедов СО. ВХУТЕМАС. М., 1995.

Хан-Магомедов СО. Конструктивизм — концепция формообразования. М., 2003. Гл. 6.

^

Экспозиция

Советский раздел Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности, проходившей в 1925 г. в Париже, размещался в нескольких павильонах. Экспозиции, посвященные де­коративно-прикладному искусству, полиграфии, рекламе, архитектуре, театру и художественному образованию, располагались в Гран-Пале (это здание с ажурным металлическим перекрытием было построено в 1900 г. к Всемирной выставке). Интерьеры демонстрировались в от­дельной галерее на эспланаде Дома инвалидов. Кустарные промыслы, книги Государственного издательства и товары Госторга — в павильоне, построенном по проекту Константина Мельникова. Отдельно у набе­режной располагались 12 уличных киосков, спроектированных Мель­никовым и оформленных Александрой Экстер.

Согласно девизу выставки, любая стилизация объявлялась недо­пустимой, экспонаты должны были воплощать новую эпоху желез­ных дорог, аэропланов и автомобилей. Поэтому еще в 1924 г. парал­лельно со сбором экспонатов по разделам «Искусство улицы», «Искусство книги», «Архитектура», «Художественно-промышлен­ное образование», «Искусство текстиля», «Народное искусство», «Искусство мебели» началось проектирование нескольких специ­альных объектов: самого выставочного павильона СССР, интерьера показательного рабочего клуба и избы-читальни. Павильон Мель­никова — одно из наиболее ярких произведений архитектуры и ди­зайна 1920-х гг. Архитектор задумал это небольшое двухэтажное здание в форме прямоугольника, прорезанного по диагонали лест-

166