logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 4. От ар деко до аэростиля

179

Рис. 46

Ле Корбюзье.

Интерьер павильона

«L'Esprit Nouveau» на

Международной

выставке в Париже.

1925

менности. Без конструктивности ни один гений творить не в состоя­нии, поскольку не сможет реализовать ни одно из своих вдохновений. Необходимо стремиться к синтезу разнообразных форм деятельности, установить тесный контакт между миром искусств, литературы, с од­ной стороны, и миром науки и индустрии (прикладными науками) — с другой.

В молодости, в 20-летнем возрасте, Ле Корбюзье (его настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере) начинал проектировать в архитектурном бюро Огюста Перре в Париже, успел побывать в Вене и познакомить­ся с Йозефом Хофманом, поработать в берлинском бюро Петера Бе-ренса, где изучал современные методы строительства. Тогда же сло­жились две его принципиальные идеи относительно архитектуры будущего: города на опорах, оторванные от поверхности земли, и дом как комбинация ячеек, как каркасная несущая система.

В своей книге «Декоративное искусство сегодня» Ле Корбюзье приводит много примеров анонимного дизайна начала XX в., демон­стрируя на остроумно сконструированных вещах желанный для него «дух современности»: шкаф-градероб для путешественника, в кото­ром есть не только отделение для висячей одежды, но и специальные выдвижные ящики для хранения мелочей, стальной комод «Ормо», металлическая конторская мебель, складные стулья1. В своем журна­ле «L'Esprit Nouveau» он помещал фотографии домашней утвари, че-

1 См.: Le Corbusier. L'Art decoratifd'auhourd'hui. Paris, 1925.

моданов и чехлов, фрагменты конструкции самолетов, как их видит пассажир со своего места, эволюцию форм автомобильных кузовов. Корбюзье интересовало не столько состояние дел в авиационной или автомобильной промышленности, сколько возможности современ­ных техники и технологии, которые он желал бы использовать в стро­ительстве.

«Невозможно дожидаться медленного сотрудничества землекопа, каменщика, плотника, монтажника, отделочника, водопроводчика... дома должны возводиться как единое целое, изготавливаться на стан­ках на заводе, собираться так, как Форд собирает автомобили на дви­жущемся конвейере...»'

Архитектура становится в ряд с объектами дизайна, здание проек­тируется как законченная дизайнерская вещь. В этом оригинальность и сила Корбюзье, но одновременно — и уязвимость его концепции, его построек; они работают как машины именно для того, для чего предназначены; они полностью регламентируют такую сложную, из­менчивую сферу, как быт.

Для обстановки спроектированных им вилл и зданий Ле Корбю­зье нуждался в образцах столь же геометризованной, минималист­ской по форме мебели. Он разрабатывает серию кресел на трубчатом каркасе, конструкция которых обнаруживает влияние мебели Тонета. Самое известное из них — регулируемый шезлонг. Эта своеобразная «машина для отдыха» (перефразируя лозунг Корбюзье: «Дом — ма­шина для жилья»), кажется, предельно воплощает идею рационализ­ма в мебели.

«И качалка Тонета, и шезлонг Ле Корбюзье идеально сливаются с телом сидящего в них человека, но если вариант венского прототипа, как всякий старый предмет домашней мебели, создает ощущение по­коя и уюта, шезлонг с регулированием заключает в себе "научную" су­ровость» [Фуско, с. 38].

Стиль ар деко нашел воплощение в графике, в плакате, в оформле­нии интерьеров кинотеатров, универмагов, кафе, в упаковке парфю­мерии, сигарет, в кожаных изделиях, а также в модных аксессуарах и моде.

1 L'Esprit Nouveau. 1920. № 2. Статья посвяшена зданию «Вуазен», спроектирован­ному и построенному на основе авиационной техники и технологии — из легких мате­риалов, с растяжками и несущими стойками вместо привычной стоечно-балочной си­стемы. Цит по: Colomina В. Modernism versus Mass Culture // Ottagono. 1989. № 92. P. 54.

180