logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы

дерева и клееной фанерой. После отъезда Брейера в Берлин пост ру­ководителя мебельных мастерских занимает Альфред Арндт (1929), уделявший больше внимания социальным факторам.

Швейцарский архитектор Ханнес Мейер по предложению Гропиу-са сначала возглавил архитектурное отделение, а затем, в 1928 г., и са­му школу. Он обращал внимание студентов на связь между конструк­цией вещи и обществом, на переход от интуитивного чувства формы к научным исследованиям, на удовлетворение потребностей людей, исключая потребность в роскоши. Мейер ввел новые предметы в про­грамму обучения: социологию, экономику, психологию.

В 1929 г. в честь десятилетия школы в Цюрихе была устроена боль­шая выставка «Баухауза». Среди проектов того времени — «обстанов­ка народной квартиры», мебель для конкретных потребительских групп. Студенты большое внимание уделяли дешевизне производства и ограничению числа необходимых деталей. Среди такой мебели — складные деревянные столы и стулья, а также шкаф для холостяка (проект Йозефа Поля 1929 г.): прямоугольная призма на колесиках, дверцы открываются с обеих сторон. Этот шкаф — прообраз много­функциональных контейнеров для жилья, спроектированных много позже итальянцем Джиованни Коломбо (1970-е гг.).

В конце 1920-х гг. «Баухауз» подписал контракт с фирмой «Швинцер и Графф» на проекты ряда металлических светильников. Но наиболь­ший коммерческий успех выпал на долю обоев, созданных в мастер­ской настенной живописи. Вместо цветочков были использованы ри­сунки, напоминающие структуру ткани с мелким геометрическим орнаментом. Двенадцать типов рисунков выпускались в пяти разных расцветках компанией «Раш» из Ганновера с 1930 г. Преимущество этих рисунков заключалось в том, что, во-первых, было ограничено количе­ство цветов, а во-вторых, рисунок был мелкий и нерегулярный, что позволяло легко подгонять полосы при оклейке стен. Маленькие поме­щения благодаря такому рисунку казались более просторными.

1 августа 1930 г. власти Дессау отстранили Мейера от директорства за левые политические взгляды. По рекомендации Гропиуса директо­ром был назначен Людвиг Мис ван дер Роэ. Мейер постоянно говорил о зданиях, Мис ван дер Роэ — об искусстве строительства. В 1932 г. под нажимом нацистской партии городской совет закрыл школу. Мис ван дер Роэ пытался сохранить ее в Берлине как частное предприятие, од­нако и здесь ее пришлось закрыть, когда в 1933 г. здание заняли поли­ция и войска СС.

152