logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 4. От ар деко до аэростиля

185

Создавая каплеобразные кузова, инженеры исходили из того, что достаточно просто поставить на колеса обтекаемую, каплеобразную форму (наподобие дирижабля) — и автомобиль приобретет аэродина­мические свойства. И Норман Белл Геддес, и Бакминстер Фуллер в США твердо полагали, что этот принцип и составляет суть проекти­рования аэродинамического корпуса для автомобиля.

Первые серьезные исследования аэродинамических форм в авто­ мобильном дизайне были проведены в 1920-х гг. в Швейцарии Полем „ jtXAt Яраем, инженером, конструкто-

""•*"* ром дирижаблей, работавшим у

Рис. 48

П. Ярай. Чертежи обтекаемого автомобиля для патента. 1922

Цеппелина. Предложенные им формы стали классическими. Проводя эксперименты в аэроди­намической трубе, Ярай обнару­жил, что наиболее благоприятной с точки зрения аэродинамики яв­ляется каплеобразная форма, но разрезанная пополам, с плоским днищем и небольшими закругле­ниями к верхней части. Ярай по­шел дальше и разработал форму, соответствующую условиям дви­жения четырехколесного экипа­жа по шоссе. Как писали экспер­ты по аэродинамике в те годы, Ярай фактически совместил ку­сок самолетного крыла, располо­женный горизонтально, с обтека­емостью по бокам, наподобие корпуса дирижабля (рис. 48). На­верху этой «полукапли» располагался объем кабины, который соот­ветствовал форме самолетного крыла, но поставленного вертикально. Революционным, чисто дизайнерским шагом было и решение убрать колеса внутрь обтекаемого объема кузова, без каких бы то ни было на­меков на подножки. За счет этого увеличивался объем внутреннего пространства.

Однако форма кузова получилась слегка наивной. При габаритах обычного среднего лимузина автомобиль производил впечатление увеличенной игрушки, казался слишком узким, напоминая скорее

подводную лодку. Позднее на основе патента Ярая был создан солид­ный обтекаемый лимузин «Майбах SW-38». Время аэродинамики пришло позже. По той же схеме — в нижней части кузова секция са­молетного крыла, на нем, как на площадке, обтекаемый выступ каби­ны — уже в 1940—1950-х гг. строились гоночные автомобили.

Хотя проекты Ярая не были использованы в серийном производст­ве, они повлияли на развитие транспортных средств. Среди них: вагон электрички, дизельный поезд «Летучий гамбуржец» и аэровагон Ганса Крюкенберга 1930 г. (обтекаемый вагон с толкающим воздушным винтом, достигавший скорости 160 км/ч).

Во многих европейских странах в 1930-х гг. пересматриваются тра­диционные компоновки автомобилей. В Италии строится прототип нового такси вагонного типа, в Чехословакии Ганс Ледвинка создает обтекаемый автомобиль «Татра» с задним расположением двигателя. Фердинанд Порше проектирует обтекаемый народный автомобиль «Фольксваген». Продувка новых серийных моделей автомобилей в аэродинамической трубе превращается в обычную процедуру. Вместо угловатых, прямоугольных форм середины 1920-х гг. дизайнеры предлагают аэродинамичные, стремительные очертания.

Вопросы и задания

  1. Назовите художественно-стилистические мотивы ар деко.

  2. В чем проявилось взаимодействие функционально-конструктивных и художественно-декоративных тенденций стиля ар деко?

  3. Что можно считать символом стиля 1920—1930-х гг. в европейской моде?

  4. С чем связана мода на обтекаемость в дизайне 1930-х гг.?

  5. Почему, определяя характер форм европейского дизайна 1930-х гг., ис­ торики иногда употребляют слово «точность»?

Литература

Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. М., 1989. Соловьев Н.К. История современного интерьера 1850—1910. М., 2004. Фуско Р., де. Ле Корбюзье — дизайнер. Мебель, 1929. М., 1986. Хиляер Б. Стиль XX века. М., 2004. Гл. «1920—1940».