logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 4. Германия — страна функционализма

235

«Веркбунд» организует в 1951 г. Институт новой технической фор­мы. Устраиваются временные передвижные выставки. Немецкие ди­зайнеры, выключенные из мирового процесса дизайна на 15 лет, жад­но интересуются работами Чарлза Имса, Джорджа Нельсона, Марчелло Ниццоли, мебелью американской фирмы «Кнолл».

С 1958 г. выходит журнал «Форм», среди инициаторов создания ко­торого был и Вильгельм Вагенфелд, выпускник «Баухауза», специа­лист по проектированию осветительной арматуры. Он выступал за бо­лее разнообразную и свободную трактовку дизайна и его художественных потенций.

Ульмская школа

Ульмской школа (Высшая школа проектирования) была основана в 1949 г., а в 1953-м состоялось ее официальное открытие. Создавалась она в память о Гансе и Софии Шолль, членах группы сопротивления «Белая роза», замученных нацистами. По замыслу Отла Айхера и Ин­ге Шолль это должна была быть не только школа промышленного ди­зайна, но и школа демократии, поскольку «в конечном итоге демо­кратия также может рассматриваться как форма»1.

Ее первым ректором стал художник, архитектор и скульптор Макс Билл, в прошлом выпускник «Баухауза». Школа базировалась на рациональных методах обучения; как и в «Баухаузе», практикова­лись пропедевтические упражнения на абстрактное формообразова­ние. Новым стало привлечение к преподаванию практикующих ди­зайнеров со своей тематикой и своими заданиями, в частности Дитера Рамса.

В 1955 г. Ульмская школа переехала в здание, выстроенное по про­екту Билла. Место было выбрано удаленное от крупных городов для того, чтобы студенты здесь не только учились, но и жили, по типу аме­риканских кампусов, чтобы само окружение создавало атмосферу профессии. На открытии присутствовал Вальтер Гропиус, «благосло­вивший» возрождение «Баухауза» и универсальный подход к проекти­рованию, выразившийся в девизе школы — «От ложки до города».

Новый поворот школы связан с преподавательской деятельностью философа и теоретика дизайна Томаса Мальдонадо, графика Отла Ай-

Lindinger H.Hochschule fur Gestaltung, Ulm: Exhibition catalogue. Berlin, 1987. S. 33.

хера, голландского архитектора Ганса Гугелота и одного из членов группы «Де Стиль» Вордемберга Гильдеварта. С начала 1960-х гг. не менее половины учебных часов отводилось на изучение современных тенденций и научных методов проектирования. Среди новых дисцип­лин были не только передовая технология, но и человековедческие науки, методология, эргономика, семиотика. Один из авангардных проектов, в котором участвовали и студенты, заключался в разработ­ке корпоративного стиля и всего имиджа продукции компании «Бра­ун». Руководили им Гугелот и Айхер. Позднее этот проект был суще­ственно развит Рамсом. Деятельность Ульмской школы буквально входила в реальную жизнь и реальное дизайнерское проектирование.

Дипломные работы сопровождались теоретическими разработка­ми. Среди педагогов школы были такие известные теоретики дизайна, как Ги Бонсьепе и Абрахам Моль. Дизайн как дисциплина формы еше более сблизился с наукой и технологией. Возникло то, что можно на­звать ульмской моделью. Вместо талантливых одиночек, работавших над отдельными изделиями, школа ставила целью готовить специали­стов, умеющих работать в коллективе, рядом с учеными, в исследова­тельских центрах, технических бюро и коммерческих дизайн-центрах.

Ульмская школа концентрировалась на исследовании сложных предметных комплексов и систем. Здесь создавались проекты комби­нированной мебели и новых бытовых радиоприборов, отличавшихся лаконизмом, простотой форм. В 1962 г. был разработан фирменный стиль авиакомпании «Люфтганза», сохранявшийся вплоть до конца 1980-х гг. Престиж школы рос, и многие промышленные предприятия начали обращаться к ней с заказами. Расширилась и сфера приложе­ния дизайна: транспортные системы (оборудование для остановок го­родского транспорта), автомобильный транспорт, радиоэлектроника. Изделия рассматривались более как инструменты, услуги, полезные агрегаты, нежели как форма для самовыражения. Объектом проекти­рования становилась не вещь сама по себе, но та функция, ради кото­рой вещь замышлялась.

Эта новая концепция дизайна была отражена и в журналах, изда­ваемых школой. «Ульм разрывался между понятием "нравственная вещь" и промышленной реальностью»1 — как точно подметил теоре­тик и педагог дизайна Майкл Эрлхоф. С конца 1960-х гг. собственно

1 Leuschel K.S. Stages in the History of German Design // From Industrial Design to Contemporary Design. — Design. — Developments in Germany. With contributions by Bernd Busch, Klaus Stefan Leuschel and Horst Oelke. Bonn, 1992. P. 18.

236