logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция

221

2

Американский технический, инженерный дизайн всегда славился своей реалистичностью, работоспособностью, долговечностью. Та­ков, например, знаменитый армейский джип конца 1930-х гг., облик которого воссоздали в модели «Крайслера» конца 1990-х.

К числу принципиально беспрототипных изделий, опирающихся на оригинальные инженерно-технические и дизайнерские разработ­ки, относится созданный Дином Кейманом в 2001 г. двухколесный роллер «Джинджер» — средство передвижения XXI в. Он сохраняет вертикальное положение при помощи нескольких гироскопов и при­водится в движение электромоторами, достигая скорости 20 км/ч. В условиях скученности и пробок на улицах современных городов та­кой транспорт незаменим. Архитекторы уже включают в планировку новых районов специальные роллерные дорожки.

В 1995 г. отдел дизайна Музея современного искусства в Нью-Йор­ке организовал выставку с необычным названием: «Материалы-му­танты в современном дизайне». Среди экспонатов преобладали се­рийные изделия, выполненные из новых материалов или новых комбинаций уже известных материалов — металла, пластика, дерева. Пример предельно простой и в то же время оригинальной и рабо­тоспособной конструкции — универсальный контейнер из полиэти­лена высокого давления, созданный Сэнфордом Редмондом. При сдавливании в средней части емкость разрывается, и содержимое лег­ко можно выдавить. Такой контейнер удобен для фасовки лекарств и одноразовых инъекций, пищи для космонавтов в условиях невесомо­сти. В числе других экспонатов: сваренные ультразвуком рюмки из акрилового стекла, беспроводная мышь фирмы «Logitech», ролико­вые коньки, в которых несущим элементом конструкции служит ботинок из композитных материалов, пустотелая мачта современной яхты, выполненная из углепластика. Встречались и совсем непривыч­ные для художественного музея вещи. Например, гидрокостюм из не-опрена с нейлоновыми трикотажными вставками и специальными кольцами жесткости. Действительно, новые технологии способны по­родить новый дизайн, новую стилистику. И одновременно современ­ная технология позволяет осуществить самые дерзкие замыслы ху­дожников.

Несмотря на то что изданная в США в 1984 г. книга В. Папанека «Дизайн для реального мира» появилась на русском языке спустя 20 лет, она до сих пор актуальна в понимании дизайна как деятельнос­ти, опирающейся на здравый смысл и реальные гуманистические цен-

ности. «Мы начинаем понимать, что основная задача нашего общест­ва заключается уже не в производстве товаров. Делая выбор, мы долж­ны теперь задаваться вопросом "насколько полезно?", а не просто "сколько?". <...> Нравственные, эстетические и этические ценности будут меняться вместе с ситуациями, к которым они применяются. Может быть, мы все еще считаем, что религия, секс, нравственность, структура семьи или медицинские исследования далеки от дизайна? Но расстояние между ними быстро сокращается. Дизайнер может и должен быть полностью вовлечен в круговорот этих изменений»1.

Вопросы и задания

  1. Почему американских дизайнеров 1930-х гг. называли «чародеями» формы?

  2. Найдите общие черты между автомобилями «Дженерал моторе» 1950-х гг. и истребителем.

  3. Как вы понимаете высказывание Р. Лоуи «Дизайн нужен для того, что­ бы заставить кассу звенеть»?

  4. Найдите черты отличия между дизайн-студией и консалтинговой ди­ зайн-фирмой.

  5. Какова роль дизайна в организации досуга и отдыха?

Литература

Иконников А. В. Зарубежная архитектура. От «новой» архитектуры до пост­модернизма. М., 1982.

Рачеева И.В. Движение и обтекаемая аэродинамическая форма в дизайне: Методические материалы. М., 1989.

100 дизайнеров Запада. М., 1994. Статьи «Лоуи», «Геддес», «Эрл», «Имс», «Дрейфус», «Нойес», «Фуллер».

1 Папанек В. Дизайн для реального мира. М., 2004. С. 307—308.