logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 4. Русский модерн: поиски стиля

91

I

и в Англии, и в США. У. Моррис, возрождая ремесла, находит идеал в средневековом искусстве. Так же и неорусское направление середи­ны—второй половины XIX в.: деятельность Абрамцевских мастерских и возведенный по проекту архитектора К.А. Тона храм Христа Спаси­теля (элементы этого стиля искали и в постройках Владимиро-Суз-дальской Руси, и в византийском орнаменте, использованном еше во времена Ивана Федорова в оформлении первопечатных книг) есть не что иное, как возрождение «наследия собственного средневекового искусства».

«Понятием русский стиль обозначается, таким образом, направле­ние или творчество мастеров, основанное на использовании тради­ций русского национального искусства. С понятием русский, русская традиция, национальная самобытность вплоть до начала XX века свя­зывается отечественная, отличная от западноевропейской художест­венная традиция, отражающая своеобразие истоков русской культу­ры. <...>

Модерн во многих странах, в том числе и в России, зарождается в ходе переосмысления традиции средневековья... первым и наиболее ранним его проявлением является неорусский стиль» [Кириченко, с. 8, 228].

В конце 1840-х гг. не только официальные лица, но и частные уч­реждения занимались документированием памятников русского зодчества и прикладного искусства. Обмеряли церкви, собирали на­родную утварь, произведения из металла, камня, глины, стекла, зарисовывали рукописные заставки, деревянную резьбу. Все это да­вало уникальный материал для близкого и непосредственного зна­комства с русским стилем.

Художественно-археологическая деятельность Федора Григорье­вича Солнцева, выпускника Академии художеств, началась в 1820-е гг. и закончилась изданием шеститомного труда «Древности Российско­го государства». Солнцев был первым, кто обмерял и зарисовывал древние храмы, костюмы разных местностей, оружие, церковную и дворцовую утварь, скарб, конскую сбрую и множество других предме­тов быта. Чтобы представить собранные предметы наиболее нагляд­но, он зарисовывал их в виде ортогональных проекций — так, как это принято у архитекторов: показывать фасады и планы, боковые виды. Солнцев как бы восстанавливал вещь в ее первозданном проектном виде, хотя мастер, реально создававший эти вещи, ничего подобного не делал (рис. 20). Но трансформация объемных предметов в форму

Рис. 20

Ф.Г. Солнцев. Царский возок. Обмеры.

Иллюстрация из издания «Древности

Российского государства». 1856

графических таблиц, в которых доминировала именно орнаменталь­но-плоскостная мане­ра, приводила к тому, что и художники XIX в., начиная работу над сво­ими уже современными проектами, опирались на такой же метод, идя от характера графики к реальному материалу и объему.

В близкой к солнцевским таблицам стилистике выполняли проек­ты В.А. Гартман, получивший в 1861 г. Большую золотую медаль за проект библиотеки, И.А. Монигетти в проектах оборудования, под­свечников и посуды для императорской яхты, В.О. Шервуд в проектах Исторического музея. Золотым веком для идеи русского националь­ного искусства, в котором черпают вдохновение художники и архи­текторы, графики и дизайнеры, становятся XVI—XVII столетия.

Сказочный стиль в русском модерне

В 1860-е гг., после отмены крепостного права, в земствах и помещичь­их усадьбах крестьянам начинают подыскивать новые занятия. Счита­лось, что строительство железных дорог, привлекавшее многих кресть­ян, пагубно влияет на нравственность. В 1875 г. Московское губернское земство обследует кустарные промыслы. В Москве создается Кустар­ный музей — как музей образцов. Русский вариант «Движения искусств и ремесел», связанный с традиционными народными промыслами, был продиктован желанием занять освободившихся крестьян культурной деятельностью. Так возникли Абрамцевские мастерские, прославив­шиеся прежде всего своей резьбой по дереву и майоликой.

В 1898 г. начинает выходить журнал «Мир искусства». Его главным редактором до 1904 г. был Сергей Павлович Дягилев, затем — Алек­сандр Николаевич Бенуа. В первом же номере рассказывалось об усадьбе Абрамцево, превратившейся после ее покупки в 1870 г. С.И. Мамонтовым в центр художественной жизни. Здесь гостили и

92