Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
91
I
и в Англии, и в США. У. Моррис, возрождая ремесла, находит идеал в средневековом искусстве. Так же и неорусское направление середины—второй половины XIX в.: деятельность Абрамцевских мастерских и возведенный по проекту архитектора К.А. Тона храм Христа Спасителя (элементы этого стиля искали и в постройках Владимиро-Суз-дальской Руси, и в византийском орнаменте, использованном еше во времена Ивана Федорова в оформлении первопечатных книг) есть не что иное, как возрождение «наследия собственного средневекового искусства».
«Понятием русский стиль обозначается, таким образом, направление или творчество мастеров, основанное на использовании традиций русского национального искусства. С понятием русский, русская традиция, национальная самобытность вплоть до начала XX века связывается отечественная, отличная от западноевропейской художественная традиция, отражающая своеобразие истоков русской культуры. <...>
Модерн во многих странах, в том числе и в России, зарождается в ходе переосмысления традиции средневековья... первым и наиболее ранним его проявлением является неорусский стиль» [Кириченко, с. 8, 228].
В конце 1840-х гг. не только официальные лица, но и частные учреждения занимались документированием памятников русского зодчества и прикладного искусства. Обмеряли церкви, собирали народную утварь, произведения из металла, камня, глины, стекла, зарисовывали рукописные заставки, деревянную резьбу. Все это давало уникальный материал для близкого и непосредственного знакомства с русским стилем.
Художественно-археологическая деятельность Федора Григорьевича Солнцева, выпускника Академии художеств, началась в 1820-е гг. и закончилась изданием шеститомного труда «Древности Российского государства». Солнцев был первым, кто обмерял и зарисовывал древние храмы, костюмы разных местностей, оружие, церковную и дворцовую утварь, скарб, конскую сбрую и множество других предметов быта. Чтобы представить собранные предметы наиболее наглядно, он зарисовывал их в виде ортогональных проекций — так, как это принято у архитекторов: показывать фасады и планы, боковые виды. Солнцев как бы восстанавливал вещь в ее первозданном проектном виде, хотя мастер, реально создававший эти вещи, ничего подобного не делал (рис. 20). Но трансформация объемных предметов в форму
Рис. 20
Ф.Г. Солнцев. Царский возок. Обмеры.
Иллюстрация из издания «Древности
Российского государства». 1856
графических таблиц, в которых доминировала именно орнаментально-плоскостная манера, приводила к тому, что и художники XIX в., начиная работу над своими уже современными проектами, опирались на такой же метод, идя от характера графики к реальному материалу и объему.
В близкой к солнцевским таблицам стилистике выполняли проекты В.А. Гартман, получивший в 1861 г. Большую золотую медаль за проект библиотеки, И.А. Монигетти в проектах оборудования, подсвечников и посуды для императорской яхты, В.О. Шервуд в проектах Исторического музея. Золотым веком для идеи русского национального искусства, в котором черпают вдохновение художники и архитекторы, графики и дизайнеры, становятся XVI—XVII столетия.
Сказочный стиль в русском модерне
В 1860-е гг., после отмены крепостного права, в земствах и помещичьих усадьбах крестьянам начинают подыскивать новые занятия. Считалось, что строительство железных дорог, привлекавшее многих крестьян, пагубно влияет на нравственность. В 1875 г. Московское губернское земство обследует кустарные промыслы. В Москве создается Кустарный музей — как музей образцов. Русский вариант «Движения искусств и ремесел», связанный с традиционными народными промыслами, был продиктован желанием занять освободившихся крестьян культурной деятельностью. Так возникли Абрамцевские мастерские, прославившиеся прежде всего своей резьбой по дереву и майоликой.
В 1898 г. начинает выходить журнал «Мир искусства». Его главным редактором до 1904 г. был Сергей Павлович Дягилев, затем — Александр Николаевич Бенуа. В первом же номере рассказывалось об усадьбе Абрамцево, превратившейся после ее покупки в 1870 г. С.И. Мамонтовым в центр художественной жизни. Здесь гостили и
92
- 052400 Дизайн
- Часть I
- Глава 1
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть 1. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть 1. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 2. От канона — к началам проектирования
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 37
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 39
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 41
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство..
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 45
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 47
- Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 49
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности
- Часть II
- Глава 1
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- XIX в. Портретируемые
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 65
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование 69
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 2. Строгановское училище и художественно-промышленное образование
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание»
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Глава 4. Русский модерн: поиски стиля
- Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура
- Часть III
- Глава 1
- 1914—1924. Обложка.
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия)...
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 2
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Глава 3
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение»
- Часть III. Дизайн и авангардное искусство XX в.
- Часть IV
- Глава 1
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Глава I. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функиион&пизма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- 1925. Аксонометрия
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. В Париже
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 4
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 4. От ар деко до аэростиля
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Глава 5
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг.
- Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...
- Часть V
- Глава 1
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Глава 1. Скандинавский функционализм
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 2
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятел!
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 2. Дизайн сша: искусство, наука, технология и коммерция
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Глава 3
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобачьное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национатьные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 4. Германия — страна функционализма
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 5. Дизайн на французский манер
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вил спорта
- Глава 6
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура 267
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура 269
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность
- Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
- Часть I
- 101000, Москва, Лубянский пр-д, д. 7, стр. 1.