logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура

271

оформление Всемирной выставки 1970 г. в Осаке. С момента создания студия постоянно сотрудничает с компанией «Ямаха», несмотря на то что там существует своя дизайнерская служба.

Как никогда ранее разнообразными стали области деятельности. Разработчики автомобилей и электротоваров проникли в строитель­ство. Компании по производству фотоаппаратуры занялись офисным оборудованием. Дизайнеры стремятся создавать приятный, радост­ный продукт, соответствующий современному уровню восприятия и культурному опыту. Не только узко понятая функциональность, но и учет всего спектра возможностей восприятия и воздействий на чувст­ва человека: зрительные, тактильные, слуховые. Игра форм не только на уровне пропорций и их восприятия как гармоничных, «хороших», но и на уровне ассоциаций, метафор. Этот опыт пришел из Италии благодаря постмодерну и дизайн-объектам группы «Мемфис».

1980-е годы стали временем подъема дизайн-бизнеса в Японии. В 1985 г. в стране насчитывалось более 120 тыс. дизайнеров1.

Японские компании в своих зарубежных филиалах создают ди­зайн-бюро, чтобы точнее учитывать запросы потребительских групп. Понятие национального дизайна размывается. Изделия по проектам Хиро Курамата, Мотоми Каваками, Тосиюки Кита производятся во Франции, Германии. В то же время в Японии продолжают работать дизайнеры и архитекторы из других стран.

Стиль, образы и технология постиндустриального мира

Ханае Мори — первый японский модельер, получившая известность на Западе, второй — Кензо Такада, третий — Иссей Мияке. Формы его одежды навеяны традиционными японскими мотивами. Конст­рукция кимоно — «вечная» тема для современных дизайнеров, кото­рых подкупает геометрическая простота выкройки. Мияке учился как график в университете Тама в Токио, занимался театральными поста­новками, стажировался в Париже у модельеров Юбера де Живанши и Ги Лароша. Именно в Париже прошел его первый крупный показ мо­делей одежды. И уже как модельер он вернулся в Токио и открыл свою студию.

Мияке стремится делать такую одежду, в которой человек чувствовал бы себя свобод­но, естественно, раскрепощенно. Его моде­ли всегда выполняются из мягких фактур­ных тканей, трикотажа, позволяющих вмешиваться в саму конструкцию перепле­тений, создавать комбинации из нитей с различными свойствами.

«Эпик» («A Piece of Cloth») — так назы­вается одна из последних серий Мияке (1997—2000), основанная на технологии трикотажа и позволяющая покупателю уча­ствовать в моделировании формы одежды или аксессуаров.

Рис. 74

И. Мияке. Система

моделирования и

производства одежды

«Эпик». 1997—2000

«Представьте: нить тянется в машину, которая, в свою очередь, производит полно­стью законченную одежду, используя но­вейшую компьютерную технологию, отбра­сывая неизбежные ранее кройку и шитье ткани... Окончательный завершающий этап осуществлялся в присутствии покупателя» (рис. 74)1.

Мияке покровительствует дизайнерам. Во многом благодаря его активности Токио превратился в одну из мировых столиц дизайна. Среди его протеже был Хиро Курамата, прославившийся своими стульями из просеченного полупрозрач­ного металла (напоминающего ткань) и из прозрачного толстого оргстекла, внутри которого, как в глыбе льда, были запаяны цвет­ки роз.

Курамата — автор нетрадиционного решения пространства, в ко­тором доминируют эмоциональные тонкие нюансы ощущений. Он обладал способностью создавать запоминающиеся формы, используя минимальные средства. Особым характером обладает и его упруго изогнувшийся комод 1970 г. со множеством ящичков, один из серии проектов мебели на основе «нестандартных форм». В 1980-х гг. Кура­мата участвовал в выставках группы «Мемфис», привнося в мебель и

1 См.: Sato К. Japan: From Anonimous Craftsmanship to Western Model // Dominion of Design. History of Industrial Design. Milan, 1991. P. 248.

1 Clothing for the Future. Captured by Imagination and Technology. Issey Miyake // A-Poc Making. Issey Miyake & Dai Fujiwara. Weil am Rhein, 2001. P. 68.

272