logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности

Типология эта достаточно условна и подвижна. В одних и тех же вещах могут совмещаться усилия дизайнеров различного профиля. Например, мобильный телефон. Как продукт массового производства он подчиняется требованиям промышленного дизайна. Его форма эр­гономически проработана, максимально технологична, скульптурна и выразительна. Но по характеру использования — это постоянная принадлежность костюма. И в этом качестве он подвержан веяниям моды, становится аксессуаром, чем-то вроде украшения. Сменяющи­еся маски на корпусе — это его «одежда». Дисплей, интерфейс, кноп­ки — все элементы графической композиции на плоскости в нем при­сутствуют. Поэтому в его создании в той или иной мере участвуют и дизайнеры-графики. По своей же основной функции телефон — эле­мент информационной инфраструктуры.

Вопросы и задания

  1. Почему реформы Петра I в России можно назвать грандиозным дизай­ нерским проектом?

  2. Что общего между теплицей и одним из павильонов Всемирной выстав­ ки 1851 г.?

  3. Почему сборочные фабрики мебели фирмы «Братья Тонет» было выгод­ но строить в портах или недалеко от железнодорожных станций?

  1. Назовите общие черты дизайна и изобретательства.

  2. Назовите две концепции развития дизайна, сформулированные в XIX в.

Литература

Аронов В.Р. Россия на первой Всемирной выставке в Лондоне 1851 г. Исто­рия дизайна в контексте культуры // Проблемы дизайна — 2: Сборник статей. М., 2004.

Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России. Л., 1978.

Гизе М.Э. Нартов в Петербурге. Л., 1988.

Кондратьева К.А. Проектная культура в России. М, 2001.

Михайлов СМ. История дизайна. М., 2000. Т. 1. Гл. 2.1., 2.2

Моран Анри, де. История декоративно-прикладного искусства от древней­ших времен до наших дней. М, 1982.