logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 2. Московский вхутемас — школа конструктивизма

157

Рис. 38

Композиционные упражнения по курсу А. Родченко. 1921 — 1922

Дисциплина «Пространство» Ладовского была основана, с одной стороны, на поиске конфигураций, размерных соотношений прост­ранства и объема с помощью ортогональных проекций, а с другой — на создании пространственных композиций и макетов (рис. 39). В дисциплине «Цвет» ведущим было понимание плоскости как цве­товой поверхности. «Объем» Бабичева и Лавинского базировался на понимании категории массы объемных элементов, внутренняя дина­мика которых выявлялась при сочетании нескольких врезанных друг в друга объемов.

материалы, передавать контрасты объема и плоскости, строить завер­шенную композицию из отдельных деталей, художник легко перейдет к проектированию вещей, выразительность которых основана не на красоте орнамента или роскоши отделки, а на конструкции, характе­ре соотношения форм и материалов.

Второй цикл заданий сводился к построению композиций из за­данных однотипных элементов — графических контуров основных форм (треугольника, прямоугольника или окружности), линий пря­мых или криволинейных (рис. 38). Условия были достаточно строги­ми. В одном случае требовалось создать линейную композицию из за­данных элементов на разграфленном квадратами листе. В другом — используя треугольник, круг и прямоугольник, выстроить комбина­цию, подчиненную заданной схеме: вертикали, горизонтали, диагона­ли и т.д. При этом использовались только линейные контуры форм, которые должны были пересекаться друг с другом, образуя новые кон­фигурации. Эти и подобные упражне­ния объясняют и другое название дисциплины Родченко: «Графическая конструкция на плоскости».

Рис. 39

Дисциплина «Пространство».

Пространственная композиция на

тему книг. 1923

Отличительной чертой пропедев­тики Родченко можно считать линей­ность, отражавшую особый принцип мышления, конструирования и фор­мообразования. Линия — это не только контур, след, оставленный чертежным инструментом (цирку­лем, рейсфедером), но и «технологи­ческий разрез» плоскости, грань формы, каркас.

Проектирование как профилирующая дисциплина

Профилирующей дисциплиной на дерево- и металлообрабатываю­щем факультетах было проектирование.

Цель учебного проектирования, как писал в учебной программе в 1924 г. профессор метфака А. Родченко, — в процессе работы над кон­кретной вешью «дисциплинировать студента на изложение в проекте своего художественно-технического понимания современного требо­вания жизненных удобств и технических возможностей»1.

Проектирование помогало выработать критическое отношение к устройству, конструкции, способу использования и производству су­ществующих вещей. Родченко предполагал, что подробный функцио­нально-конструктивный анализ предметов и потребностей может подсказать совершенно новые варианты. Выпускник метфака должен был стать «инженером вещи», способным дать ясное проектное пред­ложение на спрос, умеющий учитывать потребности и социальные факторы, а также возможности промышленного производства.

Проектирование включало несколько этапов: от формулировки проектной задачи, анализа используемых материалов, особенностей назначения вещи, ее внешнего вида и стоимости — к подготовке ра­бочих чертежей и моделей в натуральную величину и в реальном ма­териале. «Не просто проект, а изобретательское предложение, новое решение должен уметь делать инженер-художник металлообрабаты­вающего факультета»2. Изобретательство включало оригинальное со-

1Родченко A.M. Цель проектирования: Учебные программы. 1922—1928 // Родчен­ ко A.M. Все — опыты. М., 1996. С. 173.

2 Там же.

158

Часть ГУ. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...