logo
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Глава 4. Русский модерн: поиски стиля

89

I

акционерное общество «ГА. Лесснер» (грузовые автомобили, омни­бусы, даже пожарные автомобили), а также Русско-Балтийский ва­гонный завод (Рига—Москва). В 1916 г. начал строиться завод Автомобильного московского общества (АМО).

Рис. 19

В.Г. Шухов. Водонапорная

башня Тимирязевской

академии. 1900-е

Часть павильонов для Нижегород­ской ярмарки 1896 г. была спроектирова­на и построена фирмой «Бари» по проек­там инженера ВТ. Шухова. Павильоны и водонапорные башни возвели бесплатно с одним условием: по окончании вы­ставки их можно будет разобрать на детали и продать. Это была первая рек-ламно-торговая акция. Сами же соору­жения — вертикально стоящие ажурные гиперболоиды вращения как основания водонапорных башен, легкие сетчатые перекрытия двоякой кривизны на ажур­ных столбах-фермах — представляли собой сборно-разборные металлические конструкции нового типа (рис. 19). Башни собирались из колец, соединенных с помощью металлических стержней, составлявших каркас с изменяющимся углом ячейки. Именно за счет этого и менялась кривизна внешней образующей по­лученных объемов. Основной принцип стальных конструкций Шухо­ва, в том числе перекрытий павильонов ярмарки, заключался в том, что они создавали пространственную сеть, которая воспринимала на­грузку как целое.

Ближайшая аналогия такого рода конструкциям — обычная ткань. Русский математик П.Л. Чебышев написал в конце XIX в. труд «О кройке одежды», в котором доказал, что сетью — структурой типа ткани — можно обернуть любую поверхность. При этом единствен­ным изменяющимся параметром будут сетевые углы ячеек.

В работах Шухова мы видим сочетание технической изобретатель­ности, математического расчета, моделирования (он постоянно экс­периментировал с цилиндром, состоявшим из колец и стержней, их связывающих) и эстетических предпочтений. Именно поэтому его можно считать не только инженером, но и дизайнером. Качество про­ектирования для него определяется тремя основными критериями:

«достижением максимальной экономии материала и, следовательно, средств, наименьшей трудоемкостью при воплощении и быстротой сооружения или монтажа, т.е. экономией времени» [Воронов, с. 167].

Шуховская радиобашня по первоначальному проекту должна бы­ла достигать 350 м, но весить меньше Эйфелевой башни в шесть раз. Минимализм шуховских конструкций определял их эстетику, образ­ную выразительность.

«Пропорции гиперболоида вращения, по мнению Шухова, опре­деляются соотношением диаметров его нижнего и верхнего кольца. Чем больше это соотношение, тем выше «талья» гиперболоида. Диа­метр «тальи» зависит от поворота колец и наклона стержней1. Над­страивая несколько секций гиперболоидов друг над другом, можно увеличивать высоту мачты или башни, сохраняя при этом ее жест­кость. Именно так, по секциям, и строилась Шуховская башня в Москве (проект 1919, постройка 1922). Каждая последующая из шес­ти секций собиралась на земле, внутри башни, а затем поднималась при помощи тросов и устанавливалась на место.

На той же Нижегородской ярмарке 1896 г. впервые были выстав­лены экспонаты, которые можно отнести только к промышленному искусству. Выполненные талантливыми мастерами при участии ве­дущих русских художников того времени — М.А. Врубеля, А.Я. Го­ловина, К.А. Коровина, братьев A.M. и В.М. Васнецовых и многих других, они свидетельствовали о появлении нового стиля, отличав­шегося ярко выраженным национальным колоритом. Кстати, часть павильонов была построена из дерева в национально-романтичес­ком русском стиле.

Неорусский стиль как предшественник модерна

Поиск русского национального стиля как обращение к национальной истории был аналогичен по своему содержанию процессам, происхо­дившим в предметной культуре, изобразительном искусстве, архитек­туре других стран Европы и особенно Англии. Неоготика как стиле­вое направление получает распространение в первой половине XIX в.

'См.:Смурова Н.А. Эволюция инженерной формы гиперболоида вращения в творчестве В.Г. Шухова // Проблемы истории советской архитектуры. М., 1976. № 2. С. 15-17.

90